Около трети всех лиц, имеющих государственную медицинскую страховку, заплатили за дополнительное лечение у врача в прошлом году. Эксперты в области здравоохранения критикуют, что многие из этих так называемых индивидуальных медицинских услуг (IGeL) не имеют смысла. Проведена первоначальная оценка интернет-портала «igel-aerger.de».
Одна треть застрахованных оплатила дополнительные услуги
Онкологическое обследование, тесты на венерические заболевания или методы лечения, такие как иглоукалывание: немецкие медицинские кабинеты предлагают многочисленные дополнительные услуги, которые пациенты должны оплачивать сами. Согласно исследованию AOK Institute WidO, только в прошлом году около 20 миллионов застрахованных лиц заплатили за такие индивидуальные медицинские услуги (IGeL). Это соответствует примерно трети всех застрахованных лиц. Уже давно эксперты критикуют не только тот факт, что все больше и больше пациентов платят за дополнительное лечение, но и то, что они часто не информируются должным образом о значении и стоимости предложений. Год назад Центр консультаций потребителей (VZ) земли Северный Рейн-Вестфалия запустил интернет-портал для жалоб на услуги IGeL. Первый балансовый отчет составлен.
IGeL: Пациенты тратят много денег на самооплачиваемые услуги. Изображение: Photographee.eu - fotolia
Пациенты чувствуют давление
Герд Биллен, статс-секретарь Федерального министерства по делам потребителей, и Вольфганг Шульдзински, член правления Потребительского центра Северного Рейна-Вестфалии, сообщают в пресс-релизе, что интернет-портал будет закрыт примерно с 1.500 жалоб - это популярный форум для пациентов, которые могут поделиться своим опытом с платными дополнениями после посещения врача. Подводя итог, можно сказать, что пациенты чувствуют, что они недостаточно информированы, и их вынуждают покупать дополнительные услуги у врачей. «Индивидуальный опыт дает нам понимание, к которому раньше было трудно получить доступ, и вносит значительный вклад в обсуждение качества предложений «второго рынка здравоохранения», - пояснил Биллен.
Гинекологи делают хороший бизнес
В списке жалоб на интернет-форуме «www.igel-ärger.de» платные обследования на глаукому, раннее выявление рака кожи с использованием дорогого дерматоскопа и дополнительное обследование на рак в гинеколог с УЗИ платно приходите в первую очередь. «Специалисты больше ежи, чем врачи общей практики», - сказал Шульдзински. Тот факт, что гинекологи, в частности, хорошо справляются с массовкой, в прошлом несколько раз подвергался критике. В связи с этим защитники прав пациентов советуют пациенткам заранее узнавать у своего гинеколога, что именно нужно делать во время осмотра и какую пользу могут принести обследования.
Запрошено оформление заказа, несмотря на отсутствие согласия
„Как правило, предложения не проходят никакого контроля качества или проверки безопасности до того, как они попадут на рынок и к пациенту - польза от услуг часто оспаривается. Поэтому важно, чтобы потребители могли получать информацию самостоятельно», - сказал Биллен. Шульдзински объяснил: «Записи на форуме жалоб ясно показывают, что правила Закона о правах пациентов часто не соблюдаются на практике». И треть тех, кто поступил, заявили, что лечение проводилось только после согласия на IGeL. Почти 40 процентов жаловались на то, что их просили заплатить после лечения, несмотря на отсутствие письменного согласия, и более чем в каждой второй жалобе критиковалось отсутствие информации о бесплатных альтернативах лечения от медицинских страховых компаний. Каждый пятый пациент должен поставить отметку и подписать свое одобрение или отказ от услуги IGeL в форме в приемной.
Использование подобных отказов является всего лишь инструментом психологического давления, не имеющим под собой никаких правовых оснований. Такие формы бессмысленны и должны быть запрещены в кабинете врача», - сказал Шульдзински. Особенно плохо справляются с оценкой офтальмологи и гинекологи. Согласно информации, центр защиты прав потребителей Северного Рейна-Вестфалии уже успешно предупреждал о доказанных нарушениях на основании жалоб на форуме. «Сейчас важно укреплять права пациентов и использовать результаты для улучшения деловых отношений между пациентами и врачами на рынке здравоохранения.“
Объясните преимущества и риски
От измерения внутриглазного давления до профилактики рака и профессиональной чистки зубов - предлагаются многочисленные индивидуальные медицинские услуги, которые обещают пациентам современный и оптимальный уход, но с частично спорными медицинскими преимуществами. Только в некоторых случаях расходы покрываются за счет государственных медицинских страховых компаний. Врачи свободны решать, какие дополнительные медицинские процедуры они предлагают в дополнение к услугам, предоставляемым обязательной медицинской страховкой, и как часто они предлагают такие дополнительные услуги за плату. «Для соблюдения требований защиты прав потребителей важно, чтобы пациенты и врачи встречались на равных в медицинских деловых отношениях, - сказал Биллен. Закон о правах пациентов устанавливает здесь четкие правила: врачи обязаны объяснять пациентам преимущества и риски комфортного лечения в личной беседе и перечислять расходы в письменной форме. Кроме того, дополнительная услуга должна быть согласована в договоре до начала лечения и оговорена с пациентом после его завершения на основании прейскуранта медицинских услуг.