Солистка TV On The Radio Тунде Адебимп однажды сказала Rookie: «Песни похожи на заклинания, понимаете? Вы заколдовали чей-то разум … это довольно эффективная вещь. Что определяет, относится ли это заклинание к металлической разновидности, джазу, року или кантри? Новое исследование, опубликованное в «Журнале акустического общества Америки», может дать ответ.
По словам исследователей, наше восприятие музыки можно свести к девяти элементам: скорость, ритмическая ясность, ритмическая сложность, артикуляция, динамика, модальность, общая высота звука, гармония и яркость (темная или светлая). Это соперничает с существующими моделями, используемыми для прогнозирования предпочтений человека определенным жанрам, которые анализируют звуковые сигналы, музыкальные элементы, музыкальный жанр, а также возникающие в результате эмоции: счастье, грусть и нежность. Девять элементов, лежащих в основе настоящего исследования, также известны как особенности восприятия, и, по прогнозам исследователей, именно эти особенности позволяют лучше понять музыку, которую любят люди, по сравнению с вычислительными моделями.
«Заставить группу людей согласиться на что-либо, связанное с музыкой, - как может подтвердить любой ди-джей - нелегко», - предварял пресс-релиз Королевского технологического института KTH. «Но, сосредоточив внимание на девяти ключевых особенностях музыки, команда смогла найти некоторые общие черты в восприятии, которые могут оказаться полезными».
Команда KTH провела эксперимент с 20 людьми, в ходе которого они прослушали 100 рингтонов и 110 фрагментов музыки из фильмов. Затем участники оценили услышанное на основе вышеупомянутых особенностей восприятия. По сути, эти функции отражают то, как люди, не являющиеся музыкантами, пытаются понять, что они слушают, и, следовательно, что им нравится, а что нет. И по большей части исследователи обнаружили, что акцент на особенностях восприятия вызвал большее согласие между участниками, чем традиционные модели.
«Девять перцептивных характеристик работают, а отзывы испытуемых и культурные различия не имеют значения», - сказал ведущий автор исследования Андерс Фриберг. «Мы могли бы взять 20 новых добровольцев, и результат был бы таким же».
Фриберг говорит, что причина того, что традиционные модели не часто демонстрируют музыкальные общие черты, заключается в том, что люди, не являющиеся музыкантами, подходят к музыке так же, как музыканты; Теория музыки теряется для тех, кто ее не изучает. Например, в этом исследовании скорость является одной из характеристик восприятия. В музыкальной теории это называется темпом или количеством нот в данный момент времени. Не-музыканты легко связали скорость с движением, в то время как они изо всех сил пытались вывести это из слова, например, темп.
Когда к музыке можно легко подойти и понять, легче увидеть общие черты, которые иначе были бы запутаны музыкальным жаргоном.