Второго карантина в стране не будет, - уверяет министр здравоохранения Адам Недзельски. Каковы основные приоритеты министерства на ближайшее время?

PAP: Вы начали свой офис с призыва: «Все руки на палубу». Давайте изначально обсудим министерскую "колоду" и подбор ближайших сотрудников… Будут ли какие-то изменения, переводы? Кто заменит заместителя министра Януша Цешинского, отвечавшего за оцифровку?
Adam Niedzielski: В руководстве изменений нет. Район, которым руководил заместитель министра Януш Цешинский, в настоящее время контролируется лично.
A в более широком контексте, например. медицинские самоуправления или профсоюзы, с кем новый министр хочет более тесно сотрудничать?
График очень плотный. У меня запланировано много встреч, некоторые уже запланированы, например. с врачами, медсестрами и фармацевтами. Я хотел бы вести офис очень открыто, как в Национальном фонде здравоохранения, куда я пригласил, среди прочих, организации пациентов.
Премьер-министр долго уговаривал вас взять на себя министерство здравоохранения после Лукаша Шумовского?
Мы давно сотрудничаем с Премьер-министром, еще с Минфина. На тот момент мы предприняли уникальный проект – герметизацию налоговой системы и построение структуры налогового администрирования. Мы начали объединять информацию об операциях в экономике, оборотах компаний и т. д. Это дало хороший анализ рисков. Он показал, где были неровности, серая область. Это позволило создать огромный потенциал для обработки и анализа информации, больший, чем обычные элементы управления.
Вы уже частично перенесли этот опыт в здравоохранение в качестве главы Национального фонда здравоохранения…
NFZ продолжает герметизировать систему. Это постоянный процесс. Министерство будет работать над эффективностью этой системы. Это не новые вещи. Я давно сотрудничаю с министром здравоохранения, и мы постоянно обменивались информацией. Эффективность системы хорошо видна на уровне Национального фонда здравоохранения. Я за изменение управления на микроэкономическом уровне в системе здравоохранения. Мы тратим почти 50 миллиардов злотых на стационарное лечение, что составляет примерно половину всего бюджета здравоохранения.
Культура организации и управления в госпитальной сфере не самая высокая. Клинически у нас очень хорошие результаты. Кроме того, когда речь идет, например, о количестве цитирований медицинских статей, я думаю, что Польша находится в авангарде международных исследований, но, к сожалению, как экономист, я не могу похвастаться тем, что Польша находится в авангарде международных больниц, если принять во внимание только управление больницами. Самая несовершенная область - это организация и управление.
Вот я и вспоминаю свои визиты в США. Я посетил так называемый потенциальные центры управления. Там пациента на постоянной основе сопровождают от отделения неотложной помощи больницы, через приемный покой, от диагностики до направления в отделение и лечения. Доступные ресурсы постоянно анализируются. Это оптимизирует их использование. Почему? Потому что ресурсы ограничены во всем мире. Нет стран, где удобно пользоваться ресурсами. У нас тоже есть эта проблема в реальной жизни.
Что у вас стоит в приоритете, кроме реструктуризации структуры?
Моей приоритетной областью является профилактика, где многое еще предстоит сделать. И когда речь идет о мягкой и жесткой профилактике. Что касается первого, то оно включает в себя образование, формирование мировоззрения, пропаганду активности и здорового образа жизни. Во втором районе есть программы здоровья. Профилактика может не дать больших результатов сразу и не заставит нас снизить риск заболеваний населения в одночасье, но на самом деле это то, что отразится на состоянии здоровья поляков в будущем.
Предыдущие приглашения, например, на профилактические осмотры, особого интереса не вызвали…
Обычные, стандартные методы приглашения людей на опрос не работали и не работают. Мы обязательно на уровне НФЗ и Минздрава захотим увеличить предложение программ, в том числе в рамках реализации программы профилактических осмотров для людей старше 40 лет.
Да, это разоблачение премьер-министра
Пожалуйста, помните, что у нас в пути была вспышка. Глядя на эти профилактические программы, мы видим, что их мало и они не пользуются популярностью. Нам нужно пойти гораздо дальше в этой пропаганде профилактики. И здесь я уже говорю о хард-инструментах. Это включает в себя Пример налога на сахар. Здесь некоторые упущения, когда дело доходит до ухода за собой, становятся затратами. Такая профилактика в твердых инструментах включает, например, место в яслях для привитых детей.
Поддерживаете ли вы предоставление такого решения по закону?
Да, я считаю, что такие и другие решения в интересах здоровья должны продвигаться министром здравоохранения. Скорость старения нашего общества высока, и в перспективе десятилетия мы можем стать передовым обществом - потому что этот предел планомерно движется - и если мы не позаботимся о профилактике - больным обществом.
Давайте вернемся к текущей задаче борьбы с эпидемией. Средства на это есть, поляки могут чувствовать себя защищенными от второй волны?
Средства на борьбу с эпидемией гарантированы в фонде covid, которым управляет BGK. Пока мы взяли из этого фонда 4,8 млрд злотых, суммируя Минздрав и Национальный фонд здравоохранения.
Стоит отметить, что использование количества зараженных не в полной мере говорит нам о темпах пандемии. У нас появляется все больше и больше указаний от специалистов, эпидемиологов, что чувствительность ПЦР-тестов очень высока и они часто указывают как положительные люди, которые перестали заражать и их организм находится в процессе выделения остатков вируса. Об этом же говорят и последние сообщения в научной литературе. Эти знания позволяют вам принимать чуть более смелые решения в борьбе с пандемией. Исследования показывают, что на 10-й день после положительного результата теста больной практически не заразен и в дальнейшей его изоляции нет необходимости.
В настоящее время, в отличие от первого периода пандемии, как и другие страны, мы не возводим плотину против коронавируса, а стараемся полностью управлять связанными с ним рисками.
Является ли отправка детей в школу 1 сентября осознанным и смелым управлением рисками?
Я хотел бы отметить, что в настоящее время нам приходится управлять рисками во многих областях и проверять, где риск выше. В настоящее время признаков широко распространенной инфекции в школах нет. Мы будем следить за этой ситуацией в ближайшие недели и оценивать характер риска на постоянной основе. Но решение о продлении периода, когда дети не посещают школу, означает издержки - с одной стороны, в экономической сфере, а с другой, более важной, - это издержки психического состояния детей и молодежи.
Неделю назад у меня была встреча с проф. Збигнева Издебского, который представил результаты исследований, наглядно свидетельствующих о негативном влиянии изоляции и затворничества на молодых людей. Это обратно пропорционально возрасту, наихудшие последствия - м.б. депрессивные состояния, связанные с отрывом от группы сверстников, связанные с этим нарушения развития - наблюдаются у детей в фазе взросления.
Мы оцениваем риск. Как показывает предыдущий опыт, дети заражаются гораздо реже, чем взрослые, и в то же время эти инфекции часто протекают бессимптомно. Конечно, это плюс, что мы восстанавливаем какую-то нормальность, в том числе и в психической сфере. Мы не изобретаем велосипед, по этому пути пошли и другие страны.
Можно ли с уверенностью сказать, что маловероятно, что поляков посадят во второй раз, что будет еще один карантин? Что должно произойти, чтобы произошел такой сценарий?
Измерение прибылей и убытков является одним из элементов стратегии управления эпидемическими рисками. Вторым важным элементом является тот факт, что это «умная» стратегия. Основываясь на конкретных идентифицируемых индикаторах, с которыми мы имеем дело, мы выбираем контрмеры.
Действуем по пунктам - выбирая силу, масштаб и интенсивность целенаправленных мероприятий. Основой является карта зон на уровне повятов. Решения об ограничениях носят дифференцированный характер. Я не предвижу возможность повторной блокировки. Я не могу представить сценарий, в котором мы имеем дело с тем, что вся страна снова отключается. Конечно, могут быть регионы, в которых, как и сейчас, будет больше ограничений, но локдауна в национальном масштабе точно не будет.
Все исследования показывают, что эволюция вируса делает его все менее и менее вирулентным. Если мы видим рост заболеваемости на уровне 700 инфицированных, а количество занятых больничных коек увеличивается на 10 или 15, а количество людей на ИВЛ остается на постоянном низком уровне, то это аргумент против блокировки.
А как насчет групп риска, более подверженных риску? Будут ли для них дополнительные решения?
Что касается борьбы с коронавирусом, мы хотим больше сосредоточиться на тестировании людей с симптомами, понимая, что бессимптомные люди представляют меньшую угрозу для населения.
Врачи первичной медико-санитарной помощи должны направлять на анализы на основании симптомов, а не анализа риска. Они будут играть роль своеобразного «вратаря», охраняющего вход. Если больной протекает бессимптомно или имеет скудные симптомы, семейный врач направит его на домашнюю изоляцию на 10 дней, а если они будут сильнее, то возбудителю инфекции потребуется вмешательство или пребывание в стационаре. С другой стороны, анализ риска должен быть прерогативой Санэпиднадзора и его эпидемиологических расследований. Но будут и группы, подлежащие профилактическому обследованию - люди, поступившие в дома престарелых (дома социальной защиты - ЛПВ), хосписы, ЗОЛ (лечебно-профилактические учреждения - ЛПВП) и пациенты санаториев.
А учителя? Будут ли они тестироваться? Есть планы?
Нет необходимости, учитывая тот характер распространения вируса среди детей, о котором я говорил.
А что насчет больниц с одним названием для пациентов с COVID?
Принято решение о работе 9 одноимённых больниц, что составляет менее половины от тех, что функционировали весной. Но их формула немного изменится и, по сути, они будут переименованы в многопрофильные больницы, которые занимаются лечением пациентов с COVID, имеющих другие заболевания, требующие госпитализации.
Сезон гриппа не за горами. Хватит ли вакцин на всех?
Есть три группы, которые имеют гарантированное право на вакцинацию: люди старше 75 лет, хронически больные и медицинский персонал, включая фармацевтов. Сегодня весь мир ведет переговоры об увеличении закупок вакцин. Мы тоже. На сегодняшний день нам гарантировано около 2 миллионов вакцин. По сравнению с прошлогодней прививкой этот пул больше примерно на полмиллиона. Но мы все еще ведем переговоры и разговариваем с производителями.
Интервьюеры: Катажина Лехович-Дыль и Клаудиа Торчала