Можете ли вы сделать своего ребенка умнее?

Можете ли вы сделать своего ребенка умнее?
Можете ли вы сделать своего ребенка умнее?
Anonim

Помимо генетики, что влияет на IQ вашего ребенка? Ясно, что хорошее питание, защита от токсинов, много игр и физических упражнений могут способствовать развитию интеллекта ребенка. Но можно ли на самом деле воспитать умного ребенка?

Многие специалисты по детскому развитию теперь уделяют меньше внимания измерению IQ ребенка, чем тому, чтобы помочь детям полностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал, но без излишнего давления.

IQ ребенка: как развивается мозг ребенка?

До рождения и до 4 лет мозг ребенка стремительно растет. Фактически, мозг вашего ребенка достиг 90% своего взрослого размера еще до детского сада. Этот период большого роста предоставляет идеальные возможности для обучения.

Но мозг не перестает развиваться в возрасте 4 лет. Молодой мозг продолжает организовываться и реструктурироваться на протяжении всего детства - даже в начале взрослой жизни - по мере того, как он становится более сложным. К сожалению, знание о раннем росте мозга побудило многих родителей паниковать по поводу IQ своих детей или отдавать их в «начальные дошкольные учреждения».

«Это классическая американская проблема - как ускорить обучение», - говорит Росс А. Томпсон, доктор философии, профессор психологии Калифорнийского университета в Дэвисе. «Многие родители считают, что если их дети учатся быстро в раннем возрасте, они останутся в ускоренном темпе. Но лучше всего дети учатся с естественной скоростью.

Ранние годы имеют значение, говорит Томпсон. «Но низшие цепи в мозге должны быть построены раньше, чем высшие цепи, а продвинутые навыки должны основываться на базовых навыках», - говорит он.

IQ вашего ребенка: эмоции движут обучением

Один из этих базовых навыков включает в себя создание шаблона для близких отношений – обычно через раннюю привязанность к родителям и опекунам. Привязанность, имеющая решающее значение для эмоционального и социального развития, также помогает воспитать умного ребенка.

Настройка на внутреннюю психическую жизнь вашего ребенка помогает развивающемуся мозгу стать интегрированным, говорит Дэниел Дж. Сигел, доктор медицинских наук, директор Центра человеческого развития в Медицинской школе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, пишет в журнале Infant Mental He alth Journal. Эта связь также обеспечивает своего рода «страховочную сетку» для мозга вашего ребенка, добавляет Сигел, который изучает, как отношения влияют на обучение.

«Близкие, нежные отношения в детстве важны, но особенно, когда ребенок маленький», - говорит Пэт Вулф, доктор педагогических наук, консультант по вопросам образования и соавтор книги «Создание читающего мозга». Один из способов настроиться на своего ребенка - внимательно слушать и смотреть ему в глаза.«Если вы только притворяетесь, что слушаете, потому что отвлекаетесь, дети очень быстро это понимают», - говорит она. Другие способы подключения? Выражением лица, тоном голоса, жестами и другими невербальными сигналами. Когда ваш ребенок подрос, лучшее, что вы можете сделать, это поговорить о прошедшем дне, говорит она.

Общение с вами помогает мозгу ребенка развиваться, говорит Томпсон, потому что нейроны связаны через социальные связи и язык. Обучение в детстве также часто мотивировано близкими отношениями. «Дети проявляют интерес к учебе, потому что обучение ценно для важных людей», - говорит она.

Наоборот, когда дети не чувствуют себя в безопасности, это влияет на их способность к обучению.

Миндалевидное тело - это структура в мозгу, которая регулирует эмоции. Когда дети чувствуют угрозу, миндалевидное тело запускает реакцию «бей или беги» - цепную реакцию, которая позволяет эмоциям преобладать над рациональным мышлением, «отключая» мыслящие части мозга. Ранний или длительный стресс в жизни ребенка может привести к изменениям в этой части мозга, делая ребенка более восприимчивым к стрессу и менее восприимчивым к обучению. Но близкие, любящие отношения могут защитить от этого барьера на пути раннего обучения.

IQ вашего ребенка: опыт формирует мозг

«Мозг - единственный орган в теле, который лепит себя через опыт», - говорит Вулф. Она добавляет, что теперь мы знаем, что опыт на самом деле меняет и реорганизует структуру и физиологию мозга ребенка.

Вместо того, чтобы рассматривать интеллект ребенка как динамический процесс, родители слишком часто думают о мозге как о сосуде, который можно просто наполнить знаниями, говорит Томпсон. Но это не способ стать умным, особенно для маленьких детей.

«Лучшее обучение происходит при активном участии», - говорит он. «Ребенку нравится считать горох в контексте работы в саду, измерять ингредиенты в контексте работы с рецептом или сортировать гвозди в контексте строительства скворечника».

Вулф соглашается: разнообразный опыт обучения в реальном мире полезен для интеллекта ребенка. Даже в продуктовом магазине дети многому учатся, взвешивая продукты, читая этикетки и считая мелочь.

Хотя отказ от телевидения и видеоигр может быть не совсем реалистичным, Вулф говорит, что слишком много времени с подобными средствами массовой информации переводит детей в восприимчивый режим. И это удерживает их от богатого, естественного взаимодействия с реальным миром, что так важно для развития мозга ребенка.

IQ вашего ребенка: нужны ли вам модные игрушки?

В Центре изучения разума и мозга Калифорнийского университета в Дэвисе Лиза Оукс, доктор философии, профессор психологии и специалист в области младенческого познания, изучает еще один аспект детского интеллекта. Она исследует, как младенцы классифицируют и осмысливают визуальный мир - исследование, которое заставляет ее усомниться в стремлении родителей повысить IQ ребенка с помощью причудливых игрушек.

«Мы знаем, что стимуляция полезна для развития мозга», - говорит Оукс. Вы, наверное, знаете, что младенцам нужны разные цвета, текстуры и переживания. «Но не обязательно все это должно быть в одной игрушке», - говорит она.

Из своего исследования она узнала, что младенцев больше интересует действие игрушки, чем результат, который она дает, поэтому детям не нужны дорогие гаджеты с множеством «прибамбасов», чтобы учиться. Но если какая-то игрушка доставляет родителям удовольствие, от нее все равно может быть польза, говорит она. Это потому, что дети тоже учатся через реакцию своих родителей.

IQ вашего ребенка: усилия и мышление

Кэрол Двек, доктор философии, профессор психологии Стэнфордского университета и автор книги «Мышление: новая психология успеха», изучила еще один ключ к воспитанию умного ребенка. За 20 лет исследований она обнаружила, что различия в мышлении детей влияют на их мотивацию к обучению и, в конечном счете, на их успеваемость в школе.

Двек узнала, что ученики средней школы, которые считали, что интеллект неизменен, пытались сохранить свою самооценку, делая только то, что они, как умные дети, уже умели делать хорошо. «Они не хотели рисковать своим драгоценным лейблом - они были умны», - говорит Двек. Их установка на данность, в конечном счете, может ограничить рост интеллекта.

Наоборот, детей с «установкой на рост» привлекали трудности, даже если они поначалу терпели неудачу. Эти дети думали о том, что они будут делать по-другому в следующий раз, например, как они будут усерднее учиться, чтобы получить более высокий балл на тесте. На вопрос, что бы они сделали по-другому, дети с «фиксированным мышлением» ответили, что будут меньше учиться или даже подумают о списывании.

"В конце концов, если вы думаете, что интеллект неизменен, и у вас плохо получается, какой у вас выбор?" - говорит Двек.

Итак, она продолжила свою работу. Она начала учить детей тому, что мозг похож на мышцу: он становится сильнее при использовании, создает новые связи, и со временем это может сделать вас умнее. Когда она провела повторное тестирование этих учеников, которые научились «мышлению роста», их оценки и учебные привычки значительно улучшились уже через два месяца.

IQ ребенка: похвалите усилия

Двек начала свое исследование после того, как увидела, что родители слишком много внимания уделяют восхвалению «интеллигентности» и подталкиванию своих детей. Она рано поняла, что некоторые виды похвалы на самом деле имеют неприятные последствия.

Похвала только за интеллект может дать понять, что быть умным - это природный дар, который ребенок не может контролировать, - говорит она. Вместо этого дайте детям понять, что для достижения успеха всегда нужна тяжелая работа.

Если вы хотите похвалить, говорит она, хвалите процесс вашего ребенка, его приверженность, стратегии, которые работают. Сосредоточьтесь на обучении, а не только на оценках. Вы говорите своему ребенку: «Отлично, вау, ты умница!» Или вы спросите: «Чему вы научились на этом занятии?»

Дети, которых щедро хвалят за их прошлые высокие результаты, могут пострадать даже больше, чем дети, которые обычно не преуспевают, говорит Двек. «Хорошие исполнители думают, что стараться - ниже их достоинства - что это только для чайников. Здесь есть ложное обещание: вы такой умный, это само придет к вам.«И когда успехи в учебе не случаются сами собой, некоторые дети могут беспокоиться о том, что они больше не те вундеркинды, которыми они когда-то считали себя, и теряют мотивацию к учебе.

Конечно, все мы обладаем определенными природными способностями, говорит Двек. «Но то, что у некоторых есть более естественные способности, не означает, что другие тоже не могут научиться этому навыку».

"Родители должны ценить обучение, прогресс, усилия, стойкость", - говорит она. «Их дети возьмут это с собой и будут наслаждаться этим всю жизнь».