Растет стремление сосредоточиться на различиях нашего мозга, а не на недостатках. Этот более широкий взгляд на «нормальность» - большая часть того, что называется нейроразнообразием. Защитники надеются, что эта идея расширит наши представления о нарушениях развития, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Если эта концепция станет общепринятой, это может привести к большим изменениям в нормах образования и рабочего места, говорит Алисия Сантуцци, доктор философии, доцент Университета Северного Иллинойса, специализирующаяся на социально-производственной и организационной психологии.
«Это заставляет людей сделать несколько шагов назад, чтобы более творчески подойти к разным способам выполнения рабочих или школьных заданий», - говорит Сантуцци.
Что значит быть нейродивергентом?
Джуди Сингер, социолог, страдающий аутизмом, начала использовать термин «нейроразнообразие» в конце 1990-х годов. Это относится к концепции, согласно которой определенные нарушения развития являются нормальными вариациями мозга. А у людей, обладающих этими чертами, есть и определенные сильные стороны.
Например, у людей с СДВГ могут возникнуть проблемы с тайм-менеджментом. Но они часто демонстрируют высокий уровень страсти, драйва и творческого мышления.
«Даже их импульсивность может быть преимуществом», - говорит Сара Касслер, помощник директора по студенческому письму и академическим стратегиям в Йельском центре преподавания и обучения Пурву. «Потому что они скажут то, что другие боятся сказать».
Нейроразнообразие - это не то же самое, что инвалидность. Тем не менее, людям с нейродивергентными особенностями могут потребоваться приспособления на работе или в школе.
«Студенты нейроразнообразия - замечательные ученики», - говорит Касслер. «Они могут быть действительно творческими, масштабными, нестандартными мыслителями. Но с некоторыми классическими видами оценок у них проблемы».
Помимо СДВГ, нейроразнообразие обычно относится к людям с:
- Расстройство аутистического спектра
- Дислексия
- Диспраксия
- Другие нарушения обучаемости
Студент нейроразнообразия
Будь то начальная школа или колледж, Касслер говорит, что важно думать об учебном профиле учащегося. Это идея о том, что люди обрабатывают информацию по-разному.
Но некоторые дети могут провалиться, когда дело доходит до академической поддержки.
Касслер говорит, что подход нейроразнообразия забрасывает широкую сеть, которая «ловит их всех».
«Сейчас в кампусе наблюдается сдвиг в сторону термина «нейроразнообразие», а не термина «инвалидность», - говорит Касслер. «В этом есть некоторая ценность, потому что мы не просто хотим сосредоточиться на юридических определениях инвалидности, но и включить более крупные группы.
"К ним относятся люди с документально подтвержденной неспособностью к обучению или без нее."
Нейроразнообразие на работе
Люди с нейроотличными особенностями могут тратить много времени, пытаясь приспособиться к своей рабочей среде. Возможно, им нужно управлять своими социальными впечатлениями или найти способы блокировать отвлекающие факторы.
Со временем, по словам Сантуцци, эти дополнительные усилия могут сказаться на производительности труда, а также на физическом и психическом здоровье.
"Это действительно создает несправедливую ситуацию для работника", - говорит она.
Если на современном рабочем месте будет принята концепция нейроразнообразия, Сантуцци считает, что это могло бы уменьшить стигматизацию и стресс, от которых страдают эти работники. Сюда входят люди, которые уклоняются от помощи, потому что боятся осуждения со стороны своих коллег или начальника.
«Они не хотят, чтобы люди думали, что они пытаются обмануть систему», - говорит Сантуцци.
Если вы работодатель, вот несколько советов, как приспособиться:
- Создавайте рабочие места для разных категорий работников.
- Разрешить различные графики работы и среды.
- Сделайте гибкий план работы (когда, где и как происходит работа), который приветствует людей.
Сосредоточьтесь на позитиве
Сторонники нейроразнообразия предполагают, что слишком много внимания уделяется нарушениям, связанным с такими состояниями, как СДВГ. Они считают, что лучше сосредоточиться на том, в чем кто-то хорош, а не на том, чего ему не хватает.
Например, есть свидетельства того, что:
Люди с СДВГ обладают высоким уровнем спонтанности, смелости и эмпатии. Они могут чрезмерно сосредотачиваться на определенных задачах.
Люди с аутизмом обращают внимание на сложные детали, имеют хорошую память и демонстрируют определенные «специальные» навыки. Эксперты считают, что это может быть преимуществом в определенных профессиях, таких как компьютер программирование или музыка. Как отмечает один исследователь, Вольфганг Моцарт обладал сильной музыкальной памятью и абсолютным слухом.
Люди с дислексией могут воспринимать определенные виды визуальной информации лучше, чем люди без дислексии. Этот навык может быть полезен в таких областях, как проектирование и компьютерная графика.
Нам нужны дополнительные исследования, но эксперты считают, что гены этих «расстройств развития» остаются, потому что они имеют эволюционные преимущества. Например, такое поведение, как гиперактивность и импульсивность, могло помочь нашим предкам найти пищу или уйти от опасности. А сильные несоциальные навыки, вроде тех, что есть у некоторых людей с аутизмом, были полезны для наших доисторических предков, живших на природе.
Вызовы вокруг нейроразнообразия
Медицинские эксперты и люди с нейроразнообразием не всегда согласны с тем, что означает нейроразнообразие. Некоторые думают, что такие состояния, как аутизм, всегда
отключение. И люди сильно различаются в том, как они хотят идентифицировать себя. Одни предпочитают язык, ориентированный на идентичность, другие - нет.
«Есть работники с аутизмом, а есть аутичные работники», - говорит Сантуцци.
И хотя между нейроразнообразием и инвалидностью существует различие, прямо сейчас «некоторые люди хотят сохранить идентичность инвалидности, чтобы признать, что условия на рабочем месте и в школе еще не приспособились», - говорит Сантуцци. «И они все еще в невыгодном положении».