Нездоровая еда в любимых телешоу ваших детей может сделать их толстыми

Нездоровая еда в любимых телешоу ваших детей может сделать их толстыми
Нездоровая еда в любимых телешоу ваших детей может сделать их толстыми

Когда я был мальчиком, мама называла меня «болваном», если я слишком долго сидел перед телевизором. Ее предположение состояло в том, что непросвещенное программирование гнило мне в мозг. Но груды исследований, проведенных с 1980-х годов, показывают, что телевидение не делает их глупыми, а делает их толстыми.

В четверг британские педиатры представили новое понимание механизма одного из фактов детского ожирения: чем больше ребенок смотрит телевизор, тем выше вероятность, что у него будет избыточный вес. Хотя до сих пор в значительной степени неясно, почему это так, ряд правительств, в том числе в Великобритании и нескольких скандинавских странах, запретили рекламу нездоровой пищи, ориентированную на детей. Но сладкое искушение сахара до сих пор доходит до них, говорят авторы нового исследования, через сами шоу.

«Мы предлагаем, чтобы родители, политики и врачи знали о частом изображении нездоровой пищи и напитков в положительном свете в детских телепрограммах», - написали авторы, возглавляемые Полом Скалли из Университетской больницы Лимерика в Ирландии. Шоу полны изображений сладких напитков и высококалорийных закусок, часто в контексте счастливых праздников или утоления голода. Редко персонажи бывают толстыми, ограждая малышей от возможных последствий неправильного питания.

Хотя их исследование, опубликованное в журнале Archives of Disease in Childhood, не связывает эти изображения с увеличением веса, другие ученые потратили десятилетия на установление этой связи. Согласно отчету Фонда семьи Кайзера 2004 года о телевидении и ожирении, большинство крупных исследований показали, что «дети, которые проводят больше времени с СМИ, имеют больше шансов иметь избыточный вес, чем дети, которые этого не делают». К ним относится одна статья, в которой было обнаружено, что «шансы получить лишний вес были в 4,6 раза выше для молодежи, смотрящей телевизор более 5 часов в день, по сравнению с теми, кто смотрел 0-1 час».

Это потому, что они проводят время перед телевизором, вместо того, чтобы заниматься спортом? Или это потому, что бомбардировка рекламы и изображения плохого питания влияет на их рацион? Похоже, что консенсус экспертов предполагает, что это немного и того, и другого, но, возможно, больше последнего. Точно так же, как дети более восприимчивы к верблюдам, продающим им сигареты, их легко завоевать благодаря размещению фаст-фуда и рекламе колы. Верховный суд заявил, что дети «исключительно уязвимы» для рекламы, предполагая, что некоторые виды рекламы не могут быть защищены Первой поправкой.

В США прямого запрета рекламы нездоровой пищи не произошло в такой степени, как в других странах. (Федеральная торговая комиссия имеет право определять, разрешена и запрещена реклама.) В Швеции, Норвегии и Финляндии, вероятно, действуют самые строгие законы, которые вообще запрещают коммерческое спонсирование детских программ.

Но реклама - не единственный источник убеждения. Записав более 80 часов детских телешоу в Великобритании и Ирландии, авторы нового исследования завершили один из немногих тщательных анализов самих программ. Они создали базу данных всех упоминаний о еде и пометили каждую ссылку по типу еды, задействованным персонажам и любым признакам последствий ее употребления в пищу.

Их выводы: сладкие закуски и конфеты были двумя самыми популярными видами еды, а сладкие напитки были вторым по популярности напитком после чая и кофе. Чаще всего отзывы о еде были положительными, а не отрицательными. «В будущих детских телевизионных программах следует решить эту проблему, - пишут они, - путем включения частых и позитивно связанных коннотаций со здоровой пищей и поведением».