В хаосе урагана Катрина прочные семейные узы разрушились. Подростков сбрасывали по воздуху с крыш, а их родители оставались дома. Малыши бродили без сопровождения по автострадам. Матери были вынуждены оставлять больных младенцев в больницах, пока они бежали в безопасное место со своими другими детьми.
Впервые в своей истории Национальный центр пропавших без вести и эксплуатируемых детей в Вирджинии разместил в Интернете фотографии детей, пропавших без вести не в результате похищения, а стихийного бедствия; фотографии варьируются от 3-летней девочки, потерявшейся из дома своей бабушки в Алабаме, до 17-летнего мальчика, которого в последний раз видели в конференц-центре Нового Орлеана.
«Сначала это облегчение и восстановление после шока», - говорит Дэниел Гувер, доктор философии, психолог из клиники Меннингер в Хьюстоне. Но в конце концов эйфория проходит, и родители больше не находятся в режиме простого выживания. Вот тогда могут начаться проблемы. «Многие люди на самом деле сосредоточены на «здесь и сейчас», на конкретных реалиях наличия места для проживания и преодоления кризиса. в."
'Чувство вины'
Для многих семей кошмар еще не закончился. Национальный центр пропавших без вести и эксплуатируемых детей ((888) 544-5475) перечисляет 669 детей из Миссисипи, Луизианы и Алабамы, которые либо пропали без вести, либо ищут своих родителей. Разлученные дети и родители томятся в состоянии эмоциональной неопределенности. Они не знают, найдут ли они своих близких и сколько времени это может занять.
Помимо переживаний за судьбу ребенка, «родители могут испытывать чувство вины из-за того, что они разошлись, даже когда ситуация в значительной степени не в их руках», - говорит Гувер. «Важно обратить внимание на склонность к самобичеванию».
Что переживают разлученные дети? «Абсолютный ужас, паника и беспокойство по поводу того, что произойдет», - говорит он. «Детям, которые достаточно взрослые, чтобы знать, что происходит, и достаточно маленькие, чтобы не чувствовать, что они контролируют процесс, для них это очень сложно».
«Дети младшего возраста в большей части зависят от своих родителей в еде, крове, воде - во всех своих основных потребностях. А теперь их нет», - говорит Сет Аллен, представитель службы поддержки семьи в Национальном центре. для пропавших без вести и эксплуатируемых детей. «Кроме того, эмоциональные проблемы, которые они доверяют решать своим родителям, не решаются».
'Эмоциональная первая помощь'
Для подростков потеря сети сверстников усугубляет боль, говорит Аллен. «Они не только не могут найти своих родителей, но и их друзья пропали без вести». Более того, подростки понимают, что они, возможно, никогда не смогут возродить свою жизнь в своих разрушенных родных городах.
В разгар кризиса Гувер звучит обнадеживающе. «Каждый день находят членов семьи. На поиски этих детей тратится много людей и много ресурсов».
Гувер, который консультировал семьи, пострадавшие от взрыва в Оклахома-Сити, говорит, что в конечном счете большинство семей могут пережить травматическое разлуку. «Вероятно, большинство людей справляются с этим достаточно хорошо и достаточно устойчивы. Но есть группа людей, которые действительно предрасположены к травмирующим последствиям и будут иметь яркие воспоминания о событии, навязчивые воспоминания о потере, пробуждение со снами о потере. любимый человек, испытывающий трудности с событиями, которые напоминают им о потере», - говорит он.
Например, отец, который нашел убежище в Houston Astrodome во время поисков пропавшего ребенка, может страдать от воспоминаний каждый раз, когда он снова проходит мимо здания, даже если ребенок был найден.
Все семьи, которые страдают от разлуки, будут жить лучше после «эмоциональной первой помощи», говорит Гувер, возможно, с помощью консультантов, отправленных в приюты.«Люди намного лучше справляются с такими чрезвычайными ситуациями, когда у них есть возможность поговорить о травме и рассказать свою историю - иногда неоднократно - в первые часы или дни после того, как это произошло. Это действительно может предотвратить гораздо более травмирующие реакции. позже."
Люди, которые склонны к более серьезной реакции, часто имеют личную или семейную историю беспокойства или психических и эмоциональных расстройств или прошлый опыт травмы, говорит он. Им могут помочь антидепрессанты или успокаивающие препараты, а также группы поддержки.
Матери и отцы тоже могут помочь своим детям. После травмирующей разлуки «дети часто впадают в панику. Они часто склонны к тревоге разлуки», - говорит Гувер. Некоторые обижаются на родителей за то, что они их потеряли, но стыдятся такой обиды. Некоторые остаются настолько эмоционально потрясенными, что избегают любого упоминания о разлуке.
Выражение чувств через поведение
Поскольку дети часто не выражают свои чувства вербально, родители могут предположить, что они справляются эмоционально. Это ошибка. «Дети с большей вероятностью выражают это своим поведением. Они могут быть капризными и раздражительными, попадать в неприятности, действовать или сопротивляться, бросать вызов или пытаться контролировать окружающих», - говорит Гувер. Аллен говорит, что дети могут начать бояться темноты или одиночества, или они беспокоятся, что плохое событие снова заберет их родителя.
«Очень важный первый шаг - научить ребенка говорить. Он должен чувствовать себя в безопасности», - говорит Гувер. Он признает, что создать такую среду может быть непросто, потому что ураган вырвал детей из привычной среды. «Многих из этих детей бросают в новые для них школьные системы, и им нужно чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы работать над этими проблемами».
Как только родители контролируют свои эмоции, они могут попробовать игровую терапию с детьми, которые слишком малы, чтобы выражать свои мысли, предлагает Гувер. Родители фактически опускаются на пол и смотрят, как их ребенок рисует или играет с фигурками, не направляя процесс и не оценивая результаты. Какие бы чувства ни питали дети, «они часто очень красноречиво выражают их в игре», - говорит он.
В Оклахома-Сити он лечил одну девочку лет 5 или 6, которая потеряла отца во время взрыва бомбы. Когда ее мать встретила нового мужчину, девочка была в ярости, но не могла выразить свой гнев словами. Во время сеансов терапии ее привлек кукольный домик, где она разыграла драму об отце, которого «выгнал» новый мужчина в доме. «Она постоянно разыгрывала конфликт и гнев на мать и новую мужскую фигуру в жизни семьи», - говорит Гувер. Ее мать поняла, что в спешке восстановить разрушенную жизнь она упустила из виду чувство утраты своего ребенка.
Родители не должны предполагать, что подростки имеют преимущество перед младшими братьями и сестрами в восстановлении после травмирующей разлуки, говорит Гувер. Подросткам, которые сердито топают ногами, попадают в неприятности в школе или проявляют другие изменения в поведении, может потребоваться профессиональная консультация.
Многие считают, что подростки настолько увлечены своими сверстниками, что не так привязаны к своим родителям, но это абсолютно не так. Часто они очень привязаны, очень нуждаются. страдать так же эмоционально, как дети младшего возраста».
Родители также должны побуждать подростков рисковать и заводить новых друзей, говорит Аллен. «Это важно. Они никогда не ожидали, что их первых друзей заберут, и теперь им нужно взвесить, стоит ли это того».