Autism with Class - ученик с аутизмом в системе образования

Autism with Class - ученик с аутизмом в системе образования
Autism with Class - ученик с аутизмом в системе образования

Заявление Джоанны Гроховской - психолога, терапевта, вице-президента Фонда СИНАПСИС

Аутизм с классом - ученик с аутизмом в системе образования
Аутизм с классом - ученик с аутизмом в системе образования

Аутизм и синдром Аспергера становятся все более распространенными нарушениями развития ребенка. С каждым годом растет число детей с диагнозом «расстройство аутистического спектра» (РАС). Из-за проблем в общении, социальном развитии, а также ином способе обработки информации дети и молодежь с аутизмом являются большим вызовом для системы образования.

В результате возникающих трудностей, несмотря на действующее образовательное законодательство, учащиеся с аутизмом часто не получают образования, соответствующего их способностям и психофизическим возможностям. Эти учащиеся часто выполняют свои школьные обязанности в форме индивидуального обучения, что, в свою очередь, приводит к их еще большей изоляции и нереализованному потенциалу.

Могут ли люди с аутизмом чувствовать себя хорошо в общеобразовательной школе?

На самом деле мы сейчас говорим о расстройствах аутистического спектра (РАС), а не о самом аутизме. Этот термин удобнее и больше соответствует действительности. Он подчеркивает, что аутизм и связанные с ним расстройства (такие как первазивные нарушения развития или синдром Аспергера) включают, с одной стороны, людей с очень глубоким уровнем расстройств (не говорящих и часто не использующих альтернативные формы общения), с большими трудностями в общении. социальных отношений, с жесткими ритуалами, сложным поведением, а с другой стороны, высокофункциональные люди, очень хорошие ораторы (хотя и не всегда понимающие нюансы общения, особенно в его социальном аспекте), немного неадекватные, неуклюжие в контактах с другие, с особыми интересами, но в целом неплохо справляющиеся в жизни и в школе. Сможет ли ребенок посещать общеобразовательную школу, зависит от многих факторов. Общеобразовательная школа, как правило, лучше подходит для тех высокофункциональных детей, которым требуется относительно небольшая поддержка в отношениях и обучении. Однако бывают ситуации, когда в малых городах глубоко нарушенные дети ходят в общеобразовательную школу и благодаря соответствующей корректировке методов и содержания обучения учатся достаточно хорошо. Многое зависит от самой школы, учителей, условий, которые будут созданы. Однако следует сказать, что большинство детей с аутизмом посещают занятия для детей с аутизмом, особые потребности или интеграционные школы. Стоит подчеркнуть, что справится ли ребенок с расстройствами аутистического спектра в школе, хорошо адаптируется к ней, зависит в первую очередь от вовлеченности школы и учителей, а также хорошего сотрудничества с родителями. К сожалению, зачастую ни специальные, ни интеграционные школы не подготовлены должным образом к работе с учащимися с РАС.

Сколько людей с аутизмом могут получить образование и сколько на самом деле поступают?

В Польше все дети обязаны посещать школу, независимо от того, здоровы они или страдают отклонениями в развитии. Все дети в спектре аутизма должны получать образование. Однако на практике мало детей с РАС охвачены дошкольным образованием. Большинство детей выполняют свои школьные обязанности в начальных школах. С каждым последующим этапом обучения количество детей с аутизмом уменьшается. Несмотря на обязательное школьное образование, эти дети выпадают из системы. В общеобразовательных школах их мало, несмотря на то, что по регламенту они могут продолжать обучение до 24 лет.

Какие самые большие проблемы в образовании?

Кажется, самой большой проблемой остается недостаточное количество специальных и интеграционных школ, которые хотят принимать учеников с расстройствами аутистического спектра. В результате родители, у которых есть ребенок с РАС, часто слышат, что ребенку отказывают в приеме в очередное учреждение (бывает, ребенка принимают в седьмое или даже тринадцатое учреждение, куда родители пытаются его записать!). Очень тяжело эмоционально для родителей, но и для детей с РАС являются так называемые. школьные прослушивания. Трудно представить, что должен чувствовать ребенок, несколько раз подвергавшийся такой оценке. Еще одной огромной проблемой является все еще низкий уровень знаний учителей о расстройствах аутистического спектра и специфике функционирования учащихся с этим расстройством. Хотя следует подчеркнуть, что в последние годы мы наблюдаем положительные, но очень медленные изменения в этой сфере. Еще одна проблема - исчезновение субсидии на образование. За каждого обучающегося ребенка школа получает так называемую образовательная субсидия. В случае ребенка с аутизмом образовательная субсидия в 9,5 раз выше. Эти деньги столь велики из-за специфики расстройств аутистического спектра и необходимости адаптировать среду и методы работы с учеником с РАС под его нужды. Однако редко случается так, что эти деньги действительно тратятся на адаптацию методов работы и среды к потребностям ребенка с РАС. Эти средства чаще всего становятся частью общего школьного бюджета.

Существует мнение, что люди с аутизмом агрессивны. Безопасно ли другим учащимся иметь их в школе?

Подавляющее большинство учащихся с расстройствами аутистического спектра не агрессивны. Обычно это спокойные, хотя и довольно странно ведущие себя ученики. Как и в случае с другими учениками, бывают случаи, когда ребенок с РАС агрессивен. Однако, как и у других детей, у такого поведения всегда есть причина. Это может быть, например, перегрузка сенсорными раздражителями, слишком высокий уровень требований, особенно в плане решения социальных ситуаций. Часто дети с аутизмом оцениваются сверстниками как более слабые и становятся козлами отпущения. Они провоцируются ими так, что учитель не всегда способен увидеть. Другие дети в таких ситуациях могут отомстить таким образом, чтобы обидеть воспитателя. Однако ребенок с РАС слишком мало понимает социальные правила, управляющие таким поведением, и реагирует прямо, к частому удовольствию других учеников. Еще одна причина агрессивного поведения, которую всегда следует учитывать, - это состояние здоровья. Дети с аутизмом могут чувствовать боль, усталость, о которых они не могут должным образом сообщить. Это также относится к высокофункциональным учащимся с РАС.

Часто говорят, что люди с аутизмом обладают выдающимися способностями. Им легче работать в школе?

Во-первых, следует подчеркнуть, что эти экстраординарные способности касаются относительно небольшой группы учащихся с РАС, около 10%. И не всегда они полезны. Бывает, что ребенок обладает настолько богатыми знаниями в какой-то, обычно узкой, области, что может нагнуть учителя. И это никогда не приветствуется. В то же время преподавателям трудно понять, что ученик, обладающий такими знаниями по одному предмету, например,производит сложные вычисления с большими числами, может быть не в состоянии решить задачи с содержанием или правильно написать краткую характеристику героя прочитанного им рассказа. Однако стоит добавить, что во многих случаях хороший учитель может использовать эти специальные навыки и знания, чтобы побудить учащегося с аутизмом исследовать другие области знаний. Я помню мальчика, который отлично разбирался в математике и испытывал большие трудности с английским языком. Но только до тех пор, пока учительница английского языка не пообщалась с математиком и мальчик вместо того, чтобы учиться точно по учебнику, стал решать задачки и математические задачки на английском языке. Он получил мотивацию к учебе и быстро наверстал упущенное. Но это требовало нестандартного подхода к его воспитанию.

Как должны выглядеть идеальная школа и класс для человека с аутизмом?

Идеальная школа для учащегося с расстройством аутистического спектра - это, прежде всего, открытая школа. Школа, где все - от директора, учителей, административного персонала, поваров - открыты, внимательно наблюдают, стараются искать решения, сотрудничают друг с другом и с родителями. Это школа, которая порой, несмотря на неблагоприятные жилищные условия и многочисленные классы, способна выработать такие решения, благодаря которым ученик с аутизмом может найти в ней свое место, почувствовать себя частью школьного сообщества, быть принятым и замеченным.

Как объяснить ребенку странное поведение его одноклассника-аутиста?

Говорят, что расстройство аутистического спектра - это невидимая инвалидность. И действительно, школьник с РАС выглядит так же, как и его одноклассники. Однако обращает на себя внимание его разное поведение, часто непонятное и странное для нас. Стоит привести примеры здоровому ребенку и спросить, как бы он себя чувствовал, если бы не мог сказать, объяснить, что он имеет в виду, когда, например, хочет что-то выпить или когда ему грустно. И когда его никто не понимает. В то время как другие делают вид, что не слышат его. Или каково было бы все время слышать шумы, постоянный звук, звон в ушах. Как же тогда она могла сосредоточиться на том, что говорила учительница. Всегда стоит давать детям конкретные примеры, а иногда даже провести небольшой эксперимент, например, на одном занятии они ничего не могут спросить, ничего не сказать, а когда пытаются, другие их игнорируют. Однако важно помнить, что для того, чтобы сообщить другим ученикам, что у их друга аутизм, необходимо согласие родителей и ученика с РАС. Определите, как это сделать. Какие примеры привести. Люди с аутизмом сильно отличаются друг от друга. А объяснение имеет смысл, когда ребенок может наблюдать за конкретным поведением своего друга с РАС и получать ему объяснение. Общие знания об аутизме будут мало полезны.