Дислексия является наиболее распространенным нарушением обучаемости, составляющим от 80% до 90% нарушений обучаемости у детей. До 1 из 5 детей страдает дислексией.
Дислексия имеет неврологическую основу и не связана с интеллектом. Это влияет на то, как мозг обрабатывает информацию, затрудняя беглое и точное чтение.
Люди с дислексией часто обладают быстрым и творческим мышлением и сильными логическими способностями.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о том, что значит жить с дислексией.

Симптомы дислексии
Признаки дислексии могут появляться у детей уже в дошкольном возрасте.
Дошкольный
Симптомы дислексии в дошкольном возрасте включают:
- Трудности в изучении/запоминании названий букв алфавита
- Не распознавание рифмованных моделей, таких как кошка, летучая мышь, крыса
- Проблемы с изучением общих детских стишков
- Не узнает буквы в своем имени
- Неправильное произношение знакомых слов
- Настойчиво говорит «детский лепет»
- Трудно следовать указаниям
- Проблемы с изучением слева направо
- Задержка речи
Ранняя школа
В детском саду и первом классе дети с дислексией могут:
- Делать ошибки чтения, не связанные со звуком букв на странице (например, сказать «котенок», когда на иллюстрированной странице написано слово «кошка»)
- Не понимаю, что такое слова "рассыпаться"
- Не может произносить слова, в том числе простые, такие как собака, кошка, сидеть
- Не ассоциировать буквы с их звуками, например, "бух" с буквой Б
- Жаловаться и не читать
Второй класс средней школы
Дети школьного возраста с дислексией могут:
- Не спешите учиться читать
- Похоже, у вас нет стратегии чтения новых слов
- Испытывают трудности с чтением незнакомых слов, часто угадывая, когда они не могут их произнести
- Спутать буквы в слове, например, вместо "выиграл" увидеть "сейчас" или "почувствовал"
- Найти слова могут смешиваться друг с другом, и пробелы теряются
- Читай медленно и неловко
- Найти чтение утомительным
- Не читайте вслух
- Испытывают трудности с запоминанием прочитанного/им легче запомнить одну и ту же информацию, когда они ее слышат, чем когда читают
- У вас проблемы с записью или копированием с доски
- Найти математические задачи сложно
- Используйте расплывчатые формулировки, например, «вещь» или «вещь», когда они не могут вспомнить конкретное слово
- Пауза, нерешительность и/или использование большого количества «гм» при разговоре
- Смешивайте слова, которые звучат одинаково при разговоре, например, говорите «торнадо», когда они означают «вулкан», или используйте «лосьон» вместо «океан»
- Неправильное произношение длинных, незнакомых или сложных слов
- Для устного ответа на вопросы требуется больше времени
- Есть проблемы с правописанием
- Не сдавать тесты или задания вовремя и бороться с тестами с несколькими вариантами ответов
- Пожертвовать общественной жизнью ради учебы
- Небрежный почерк
- У вас проблемы с запоминанием таких вещей, как имена, даты, списки и номера телефонов
- Испытывают большие трудности с изучением иностранного языка
- Испытывают трудности с определением направлений (вправо, влево, вверх, вниз) и чтением карт
- С трудом научился определять время
- Проблемы с многошаговыми инструкциями
- Сложно расшифровывать логотипы и знаки
Дислексия также эмоционально влияет на детей
Дети с дислексией могут быть невероятно разочарованы своими трудностями, что может повлиять на их настроение и способность управлять эмоциями.
Они также могут бороться с самооценкой, думая, что с ними что-то не так или что они не умны и не способны. Это особенно верно для детей с дислексией, которые не диагностированы и не знают причины своих проблем.
Взрослость
Молодые люди и взрослые с дислексией могут:
- Все еще требуют больших усилий, чтобы читать в медленном темпе, включая книги, руководства, субтитры и другие материалы
- Редко читаю ради развлечения
- Не читайте вслух
- Продолжайте бороться с беглой речью, имея проблемы с подбором слов (моменты «на кончике языка»)
- Неверно произносят имена людей и названия мест, запинаются на частях слов и избегают произносить слова, с которыми у них могут возникнуть проблемы
- Сложно запоминаете имена людей и путаете имена, которые звучат одинаково
- В разговоре реагируют медленно и не любят, когда их ставят на место
- Имеют разговорный словарный запас, который меньше, чем их словарный запас на слух
- Испытывают трудности с выполнением рутинных канцелярских задач
Сильные стороны, связанные с людьми с дислексией
Дислексия связана не только с трудностями. Люди с дислексией часто демонстрируют такие сильные стороны, как:
- Большое любопытство, воображение и мыслительные способности
- Отличная способность разбираться во всем, принимать новые идеи и понимать новые концепции
- Зрелость
- Большее и более сложное понимание словарного запаса при прослушивании, чем у большинства детей их возраста
- Наслаждайтесь и умеете решать головоломки и строить модели
- Отличное понимание прочитанных или рассказанных им историй
- Превосходно в областях, которые не зависят от чтения, таких как математика, компьютеры и изобразительное искусство
- Высокая работоспособность и желание учиться
- Исключительное сочувствие и теплота
- Талант на высоком уровне концептуализации и оригинальные идеи
- Умение мыслить нестандартно/видеть общую картину
- Удивительно стойкий и способный адаптироваться
Причины дислексии
Дислексия, как полагают, вызывается нейробиологическими и генетическими факторами.
Дислексия передается по наследству. Очень часто у человека с дислексией есть близкие и/или дальние родственники, у которых она тоже есть.
Около 40% людей, у которых есть брат или сестра с дислексией, также испытывают трудности с чтением. До 49% родителей детей с дислексией также имеют дислексию.
Исследователи определили гены, которые связаны с трудностями при чтении и обработке речи. Эти гены могут передаваться через семьи.
Исследования анатомии и изображений мозга также показывают различия в том, как развивается и функционирует мозг человека с дислексией.
Как диагностируется дислексия?
Текущая рекомендация заключается в том, что детей с дислексией следует выявлять и начинать лечение к третьему классу, чтобы наверстать упущенное в навыках чтения и понимания. Несколько экспертов, включая Международную ассоциацию дислексии, считают, что скрининг детей, которые могут быть подвержены риску возникновения трудностей с чтением, таких как дислексия, должен начинаться в детском саду.
Раннее выявление и вмешательство могут помочь предотвратить отставание детей с дислексией и связанные с этим проблемы с самооценкой.
Когда у ребенка обнаруживаются трудности с чтением, проводится процесс оценки. Цель оценки состоит из трех частей:
- Диагноз: Исключение других распространенных причин трудностей с чтением и определение того, соответствует ли учащийся профилю дислексии
- Планирование вмешательства: помогает родителям и учителям понять, какие конкретные навыки нуждаются в помощи и с чего следует начинать обучение
- Документация: Документирование истории нарушения обучаемости ребенка помогает определить право на получение специальных услуг, включая специальное образование, а также на получение приспособлений на вступительных экзаменах в колледж, в колледже или рабочее место
Обследование на дислексию может включать:
- Физический осмотр, включая проверку слуха и зрения, чтобы исключить любые медицинские причины проблем
- Стандартные тесты, проводимые школьным психологом или специалистом по обучению, которые измеряют языковые, чтения, орфографические и письменные способности
- Тест мыслительных способностей (тест на IQ), но не всегда
- Дополнительное тестирование, если есть другие проблемы, такие как трудности с фокусировкой
Некоторые исследователи предлагают альтернативный подход к формальному тестированию, при котором преподаватели используют многоуровневую систему для наблюдения за успеваемостью учащихся.
Первый уровень включает в себя преподавание «сначала качество» в обычных классах, часто адаптированное для детей в классе, которые учатся медленнее. Дети, которые борются на первом уровне, участвуют во втором уровне, включающем небольшую группу или программу наверстывания. Дети, которые продолжают испытывать трудности на втором уровне, переходят на третий уровень, который предлагает индивидуальное вмешательство. В рамках этого подхода детям предлагается поддержка, как только они проявляют потребность, а не ждут выполнения диагностических критериев.
Родитель также может выбрать, чтобы его ребенка осмотрел в частном порядке психолог, специалист по чтению, логопед, нейропсихолог, педагог или школьный психолог.
Связана ли дислексия со зрением?
Одно из ошибочных представлений о дислексии состоит в том, что это проблема со зрением. В то время как ребенка с проблемами чтения можно обследовать на наличие проблем со зрением, чтобы определить, является ли это причиной их трудностей, дислексия не связана со зрением.
Как лечится дислексия?
Программы, направленные на лечение дислексии, обычно включают такие функции, как:
- Мультисенсорное обучение навыкам декодирования
- Повторение и повторение навыков
- Интенсивность вмешательства (больше, чем отрыв от занятий раз в неделю для дополнительной помощи)
- Индивидуальное обучение или обучение в малых группах
- Упражнения со словами на зрение
- Стратегии обучения пониманию
Поработайте с учителями вашего ребенка и другими партнерами по обучению, чтобы найти подходящую программу чтения или другие ресурсы, которые могут помочь им найти путь к лучшему обучению.
Размещение для студентов с дислексией
Дети с дислексией имеют право на размещение в школе для удовлетворения их потребностей. Это могут быть:
- Дополнительное время на тестах
- Тихое рабочее место
- Возможность записи лекций
- Возможность давать устные ответы вместо письменных
- Освобождение от чтения вслух в классе
- Прослушивание аудиокниг как альтернатива чтению
- Использование компьютера или планшета вместо того, чтобы писать от руки
- Освобождение от изучения иностранных языков
Каков прогноз при дислексии?
Дислексия - это пожизненное заболевание, но при правильной поддержке с ним можно хорошо справиться. Люди с дислексией, которые получают необходимую им помощь, могут процветать.
Как справиться с дислексией
Помочь вашему ребенку чувствовать себя хорошо, очень важно, особенно для ребенка с дислексией, который может испытывать трудности. Поощряйте занятия, которые им нравятся и в которых они преуспевают, такие как спорт, музыка или любые другие занятия, которые доставляют им удовольствие.
Как родитель или опекун, вы можете помочь своему ребенку с дислексией:
- Читайте вместе с ребенком: это помогает развить словарный запас, понимание и интерес.
- Выделите время для чтения про себя: Поощряйте периоды, когда ваш ребенок читает в одиночестве про себя. Вы даже можете сделать это семейным делом, когда все вы сделаете перерыв, чтобы почитать по отдельности.
- Прочитайте еще раз: Возможно, вы читаете эту конкретную книгу уже в 20-й раз, но повторение книг, которые нравятся вашему ребенку, помогает укрепить его понимание по мере того, как он знакомится с текст.
- Развлекайтесь: Чтение уже разочаровывает детей с дислексией, хотя оно не является задачей или рутиной. Найдите способы увеличить удовольствие от чтения, например создайте удобное пространство для чтения, поощрите его и выберите материалы для чтения и предметы, которые нравятся вашему ребенку.
Обзор
Дислексия - это нарушение обучаемости, вызывающее трудности с чтением. У людей с дислексией возникают проблемы с расшифровкой слов и обработкой информации, связанной с чтением.
Раннее вмешательство для детей с дислексией может помочь в обучении чтению, адаптации в школе и обретении уверенности в себе.
При поддержке люди с дислексией могут процветать.
Слово из Веривелла
Если у вашего ребенка есть признаки трудностей, связанных с чтением, рекомендуется поговорить с его лечащим врачом или воспитателем. Все дети учатся в разном темпе, и проблемы с чтением не всегда вызывают беспокойство. Однако изучение того, что может быть причиной их трудностей, может означать, что можно начать раннее вмешательство. При надлежащей поддержке дети с дислексией могут хорошо учиться в школе и успешно развиваться во взрослой жизни.