Семейное измерение депрессии: проблема одного или многих?

Семейное измерение депрессии: проблема одного или многих?
Семейное измерение депрессии: проблема одного или многих?

Депрессия… непережитая печаль. В депрессии человек тоскует по разлуке, скорбит о конце, о чем-то или о ком-то, чего очень хотел и не сбылось…

Потери и разлуки непрерывны и повседневны в жизни людей, они являются частью нашего нормального течения и здорового прогресса. Каждый конец - новое начало, в смысле эволюции. Печаль, сопровождающая конец, период в нашей жизни, который закончился, - это нормальное чувство, за которым последует предвкушение и желание нового, которое грядет. Однако во многих случаях нормальная печаль продлевает, длится дольше, чем нам хотелось бы или столько, сколько хотелось бы нашему обществу, становится глубокой, постепенно сопровождается чувством пустоты, ангедония, отсутствие удовольствия от мелких и повседневных радостей, тщетность, генерализованная тревожность и, наконец, безысходность

Депрессия, определяемая как психиатрическое расстройство, вызванное дисфункцией нейротрансмиттеров головного мозга (серотонин, норадреналин и дофамин), лечится с помощью лекарств и в контекст, что человек болен. Современная психология, принимая социальное измерение человеческого психосинтеза, не остается в биологическом измерении, а идентифицирует и вмешивается с помощью различных психотерапевтических подходов, чтобы помочь человек сталкивается с депрессией и лечится, сосредоточив внимание на самом человеке, а также на его близких и межличностных отношениях.

Согласно исследованиям, основными причинными факторами депрессии являются патология родителей, т.е. если они пережили расстройство настроения или депрессивный эпизод в жизненном цикле семьи, а также когнитивные схемы, с которыми люди сталкиваются с миром и эмоциональным климатом семьи (Sander & McCarthy, 2005). Результаты межпоколенческих и лонгитюдных исследований, посвященных возникновению депрессии в семьях трех поколений, показали прямую и стабильную во времени связь возникновения депрессии между родителями и детьми, при этом процент повышен у внуков, у дедушек которых был депрессивный эпизод, и чаще у женщин, бабушек, дочерей-матерей и внучек (Weissman, Wickramaratne, Nomura et al., 2005; Olfson, Marcus, Weissman & Jensen, 2002).). Другие данные показывают, что восприятие мира и самих себя родителями, их когнитивные схемы, которые передаются от родителей к детям, сильно повлияли на возникновение депрессии у их детей.. Когнитивные схемы - это организованные установки и убеждения каждого человека о себе, мире и будущем, связанные с нашими эмоциями и направляющие наше поведение.

Исходя из когнитивно-поведенческого подхода, основной причиной депрессии являются отрицательные или искаженные когнитивные схемы человека, который неправильно оценивает события, самовосприятие и отношения с другими (Beck, 1967; Alloy et al., 2001). Но даже в семьях с общим искаженным мировоззрением депрессивные симптомы смягчаются, когда родители демонстрируют некоторые функциональные стратегии выживания и эмоционально близки к своим детям, даже когда они сами испытывают депрессивные симптомы (Klein, 2001).

Хотя путь, которым следует депрессия с точки зрения отношений, которые развиваются в семейном окружении, все еще изучается, ясно, что это напрямую влияет на функционирование семьи, характеризуется тем, что при достаточно раннем наступлении депрессивного эпизода в семейной жизни возникает прочный симбиоз семьи вокруг депрессивного человека (Костелло и др., 2002). Другие результаты показывают, что в парах, где один из двух членов находится в депрессии, перед началом эпизода существует атмосфера напряженности и конфликта, атмосфера, которая также проявляется в семьях, где наблюдается депрессивный эпизод у ребенка-подростка или отца (Keitner, 2005).

Если взглянуть немного глубже на семейные отношения и функционирование семьи в условиях депрессии, результаты показывают, что более половины пациентов с большим депрессивным расстройством живут в достаточно стрессовой и неблагополучной семейной среде. В доминирует недостаток общения между членами, отсутствие поддержки и неспособность доверять друг другу (Keitner, 2005). В другом исследовании было замечено, что в депрессивных семьях нарушенными областями, помимо общения, являются способность решать проблемы, а также ролевое функционирование (Keitner et al., 1995).

Новые психотерапевтические подходы трактуют возникновение депрессии и психических расстройств в целом как результат нарушения общения и отношений между членами семьиСогласно В рамках системной семейной терапии семья изучается как динамическое целое, как совокупность, как социальная группа, и, в более широком смысле, проблемы, возникающие у отдельных лиц, рассматриваются в настоящем, в тот момент, когда они своевременно появляются в их жизни и функционируют вместе с ними. их тесные межличностные отношения в семье и в ближайшем социальном окружении. Матери, которые были в депрессии, но отличались эмоциональной доступностью к своим детям, снижали вероятность того, что у детей позже разовьется расстройство. То же самое было и с отцами, которые были очень близки со своими детьми во время материнской депрессии в семейном контексте (Mezulis, 2004). Наконец, было показано, что плохое функционирование семьи оказывает как краткосрочное, так и долгосрочное негативное влияние на борьбу с депрессией, в то время как объединение членов семьи и улучшение функционирования семьи во всех областях оказались очень эффективными, что свидетельствует о лучшем лечении. выше, чем в случаях индивидуального лечения (Keitner et al., 1995, 1997).

Лемония Саригул, психолог

[email protected]

Список используемой литературы

Молодежная депрессия в семейном контексте: семейные факторы риска и модели лечения

Сандер Дж. Б., Маккарти К. А.

Обзор клинической детской и семейной психологии, 2005, 8(3): 203-219

Семьи с высоким и низким риском депрессии. Исследование трех поколений

Вайсман М. М., Викрамаратне П., Номура Ю. и др.

Архив общей психиатрии, 2005, 62(1): 29-36

Национальные тенденции использования психотропных препаратов детьми

Олфсон М., Маркус С. С., Вайсман М. М., Дженсен П. С.

Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 2002, 41(5): 514-21

Депрессия - клинические, экспериментальные и теоретические аспекты

Бек А. Т.

Нью-Йорк, Harper and Row, 1967

Семейное исследование тяжелого депрессивного расстройства в выборке подростков

Кляйн Д. Н., Левинсон П. М., Сили-младший, Роде П.

Архив общей психиатрии, 2001, 58(1): 13-20

Развитие и естественное течение расстройств настроения

Костелло Э. Дж., Пайн Д. С., Хаммен К., Марч Дж. С., Плотский П. М. и другие.

Биологическая психиатрия, 2002, 52(6): 529-42

Причины развития когнитивной уязвимости к депрессии: стили воспитания, когнитивные и логические обратные связи родителей лиц с высоким и низким когнитивным риском депрессии

Аллой Л. Б., Абрамсон Л. Ю., Ташман Н. А., Берребби Д. С. и другие.

Когнитивная терапия и исследования, 2001, 25:397-423

Семейная терапия в лечении депрессии

Китнер Г. И.

Psychiatric Times, 2005, Том XXII, выпуск 11

Участие отца смягчает влияние материнской депрессии в младенчестве на проблемы поведения ребенка в детском саду

Мезулис А. Х., Хайд Дж. С., Кларк Р.

Журнал семейной психологии, 2004, 18: 575-588

Роль семьи в выздоровлении и глубокой депрессии

Кейтнер Г. И., Миллер И. В., Кон Р., Бишоп Д., Эпштейн Н.

Американский журнал психиатрии, 1995, 152(7): 1002-1008

Семейное функционирование и течение глубокой депрессии

Кейтнер Г. И., Миллер И. В., Эпштейн Н., Бишоп Д., Фруццетти А.

Комплексная психиатрия, 1987а, 28: 54-64