Дети с энтузиазмом воспринимают все новое и необычное, и кажется, что этот процесс необходим для обогащения их знаний об окружающем их мире.

Исследователи Эйми Шталь и Лиза Фейгенсон из ведущего американского университета Джонса Хопкинса провели серию экспериментов с участием 110 детей в возрасте 11 месяцев, чтобы выяснить, как элемент неожиданности помогает ребенку учиться.
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Science, «база данных» ребенка еще более обогащается, когда он вступает в контакт с удивительными объектами, например, бросает вызов законам гравитации или обладает особой пластичностью.
Исследователи считали само собой разумеющимся, что дети рождаются с некоторой базовой информацией о мире. Они знают, например, что объекты являются твердыми, так что другие материалы не проникают в них, и что гравитация заставляет объекты двигаться вниз.
Один из экспериментов, проведенных исследователями, включал маленький шарик, стенку и стратегически расположенную приборную панель. Когда мяч катился, ребенок ожидал, что она остановится, когда она достигнет стены. В одной группе детей следователи использовали приборную панель, чтобы скрыть конечный пункт назначения мяча. Подняв приборную панель, дети увидели, что мяч находится на «неправильной» стороне стены, и поняли, что мяч проник в него.
Затем следователи дали новую информацию детям, как тем, кто видел, как мяч естественно остановился перед стеной, так и тем, кто видел, как мяч «проникает» в стену. Они дали им игру, которая звучит, когда мы ее нажимаем.
Дети, которые столкнулись с удивлением стены, казалось, могли быстрее связать звук с новой игрой.
Последующие эксперименты, проведенные двумя исследователями, подтвердили, что дети действительно установили корреляцию и что их результаты не были случайными. Например, дети пытались «объяснить» эффект проницаемой стены, бросая и ударяя по мячу, чтобы убедиться, что он твердый.
Исследователи пришли к выводу, что дети действительно могли создавать новые знания и что их реакции были не просто результатом энтузиазма по поводу нового и парадокса.
Младенцы учатся легче, когда сталкиваются с трудностями, и пытаются объяснить явления, противоречащие их устоявшимся знаниям о мире. Этот вывод может быть использован родителями и учителями для облегчения процесса обучения у детей.