Вы, наверное, уже знаете, что генетика наряду с правильным питанием, защитой от токсинов и большим количеством игр и упражнений работают вместе, чтобы развивать интеллект ребенка. Но есть ли что-то еще, что вы можете сделать, чтобы активно повышать IQ вашего ребенка?
Удивительно, но большинство экспертов по развитию детей не рекламируют самые яркие новые игрушки или компьютерные программы или даже последнее видео Малыша Моцарта. Но у них есть идеи, которые вы можете найти полезными, чтобы помочь вашему ребенку полностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал.
Как развивается мозг ребенка?
От рождения до 4 лет мозг младенца стремительно растет. Фактически, мозг вашего ребенка достиг 90% своего взрослого размера еще до детского сада. Этот период большого роста предоставляет идеальные возможности для обучения.
Но мозг не перестает развиваться в возрасте 4 лет. Он продолжает организовываться и реструктурироваться в детстве и в начале взрослой жизни, становясь все более сложным. К сожалению, знание о раннем росте мозга побудило многих родителей паниковать по поводу IQ своих детей или отдавать их в «начальные дошкольные учреждения».
«Это классическая американская забота, - говорит Росс А. Томпсон, профессор психологии Калифорнийского университета в Дэвисе, - как ускорить обучение. Многие родители считают, что если их дети будут учиться быстро в раннем возрасте, они останутся Но дети учатся лучше всего с естественной скоростью. Те, кто показывает ранние успехи, успокаиваются к тому времени, когда они достигают начальной школы. Другие догоняют."
Ранние годы имеют значение, говорит Томпсон. «Но низшие цепи в мозге должны быть построены раньше, чем высшие цепи, а продвинутые навыки должны основываться на базовых навыках», - говорит он.
Эмоции стимулируют обучение
Один из этих базовых навыков включает в себя создание шаблона для близких отношений, обычно через раннюю привязанность к родителям и опекунам. Привязанность, имеющая решающее значение для эмоционального и социального развития вашего ребенка, также помогает развивать его интеллект.
Настройка на внутреннюю психическую жизнь вашего ребенка помогает развивающемуся мозгу вашего ребенка стать интегрированным, по словам Дэниела Дж. Сигела, доктора медицинских наук, директора Центра человеческого развития в Медицинской школе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В статье для Infant Mental He alth Journal Сигел, изучающая, как отношения влияют на обучение, говорит, что настройка также обеспечивает «страховочную сетку» для мозга вашего ребенка.
Пэт Вульф, консультант по вопросам образования и соавтор книги «Создание читающего мозга, PreK-3», говорит: «Близкие, нежные отношения в детстве важны, но особенно, когда ребенок маленький.«Один из способов наладить контакт с ребенком - внимательно слушать и установить зрительный контакт. «Если вы только притворяетесь, что слушаете, потому что отвлекаетесь, дети очень быстро это понимают», - говорит Вулф. Другие способы установить контакт включают выражение лица., тон голоса, жесты и другие невербальные сигналы. Вулф говорит, что когда ваш ребенок подрос, лучшее, что вы можете сделать, это поговорить о прошедшем дне.
Общение с вами помогает мозгу ребенка развиваться, говорит Томпсон, потому что нейроны связаны через социальные связи и язык. Обучение также часто мотивировано близкими отношениями. «Дети проявляют интерес к учебе, потому что учеба ценна для важных людей», - говорит он.
Наоборот, когда дети не чувствуют себя в безопасности, это влияет на их способность к обучению.
Миндалевидное тело - это часть мозга, которая регулирует эмоции. Когда дети чувствуют угрозу, миндалевидное тело запускает реакцию «бей или беги» - цепную реакцию, которая позволяет эмоциям преобладать над рациональным мышлением, «отключая» мыслящие части мозга. Ранний или длительный стресс в жизни ребенка может привести к изменениям в этой части мозга, делая ребенка более восприимчивым к стрессу и менее восприимчивым к обучению. Но близкие, любящие отношения могут защитить от этого.
Опыт формирует мозг
«Мозг - единственный орган в теле, который лепит себя через опыт», - говорит Вулф. Теперь мы знаем, что переживания на самом деле изменяют и реорганизуют структуру и физиологию мозга.
Вместо того, чтобы рассматривать интеллект ребенка как динамический процесс, родители слишком часто думают о мозге как о сосуде, который можно просто наполнить знаниями, говорит Томпсон. Но это не так, особенно для маленьких детей.
«Лучшее обучение происходит при активном участии», - говорит он. «Ребенку нравится считать горох в контексте работы в саду, измерять ингредиенты в контексте работы с рецептом или сортировать гвозди в контексте строительства скворечника».
Вульф соглашается, говоря, что разнообразный опыт обучения в реальном мире полезен для интеллекта ребенка. Даже в продуктовом магазине дети могут многому научиться, взвешивая продукты, читая этикетки и считая мелочь.
Хотя отказ от телевидения и видеоигр может быть не совсем реалистичным, Вулф говорит, что слишком много времени с подобными средствами массовой информации переводит детей в восприимчивый режим. И это удерживает их от богатого, естественного взаимодействия с реальным миром, что так важно для развития мозга ребенка.
IQ вашего ребенка: нужны ли вам модные игрушки?
В Центре изучения разума и мозга Калифорнийского университета в Дэвисе профессор психологии и специалист по познанию младенцев Лиза Оукс изучает еще один аспект детского интеллекта. Она исследует, как младенцы классифицируют и осмысливают визуальный мир - исследование, которое заставляет ее усомниться в стремлении родителей повысить IQ ребенка с помощью модных игрушек.
«Мы знаем, что стимуляция полезна для развития мозга», - говорит Оукс. Вы, наверное, знаете, что младенцам нужны разные цвета, текстуры и переживания. «Но не обязательно все это должно быть в одной игрушке», - говорит она.
Из своего исследования она узнала, что младенцев больше интересует действие игрушки, чем результат, который она производит. Таким образом, детям не нужны дорогие гаджеты с множеством «наворотов» для обучения. Но если какая-то игрушка доставляет родителям удовольствие, от нее все равно может быть польза, говорит она. Это потому, что дети тоже учатся через реакцию своих родителей.
Усилия и мышление
Кэрол Двек, профессор психологии Стэнфордского университета и автор книги «Мышление: новая психология успеха», изучила еще один ключ к развитию интеллекта ребенка. За 20 лет исследований она обнаружила, что различия в мышлении детей влияют на их мотивацию к обучению и, в конечном счете, на их успеваемость в школе.
Двек узнала, что ученики средней школы, которые считали, что интеллект неизменен, пытались сохранить свою самооценку, делая только то, что они уже умели делать хорошо. «Они не хотели рисковать своим драгоценным ярлыком - они были умны», - говорит Дуэк. Их фиксированное мышление, в конечном счете, может ограничить рост их интеллекта.
Напротив, детей с «установкой на рост» привлекали трудности, даже если они поначалу терпели неудачу. Эти дети думали о том, что они будут делать по-другому в следующий раз, например, как они будут усерднее учиться, чтобы получить более высокий балл на тесте. На вопрос, что бы они сделали по-другому, дети с «фиксированным мышлением» ответили, что будут меньше учиться или даже подумают о списывании.
"В конце концов, если вы думаете, что интеллект неизменен, и у вас плохо получается, какой у вас выбор?" Двек говорит.
Дуэк начала учить детей тому, что мозг похож на мышцу. По мере использования становится сильнее. Это устанавливает новые связи, и со временем это может сделать вас умнее. Когда она провела повторное тестирование этих учеников, которые научились «мышлению роста», их оценки и учебные привычки значительно улучшились уже через два месяца.
Похвалите усилия
Двек начала свое исследование после того, как увидела, что родители слишком много внимания уделяют восхвалению «интеллигентности» и подталкиванию своих детей. Она рано поняла, что некоторые виды похвалы на самом деле имеют неприятные последствия.
Похвала только за IQ или интеллект ребенка может дать понять, что интеллект является естественным даром и, таким образом, находится вне контроля ребенка, говорит она. Вместо этого лучше внушить детям, что для достижения успеха всегда нужна тяжелая работа.
Если вы хотите похвалить, говорит она, хвалите процесс вашего ребенка, его приверженность, стратегии, которые работают. Сосредоточьтесь на обучении, а не только на оценках. Вы говорите своему ребенку: «Отлично, вау, ты умница!» Или вы спросите: «Чему вы научились на этом занятии?»
Дети, которых щедро хвалят за их прошлые высокие достижения, могут пострадать даже больше, чем дети, которые обычно не преуспевают, говорит Двек. «Хорошие исполнители думают, что стараться не стоит, что это только для чайников. Здесь есть ложное обещание: вы такой умный, это само придет к вам». И когда успехи в учебе не случаются сами собой, некоторые дети могут беспокоиться о том, что они больше не те вундеркинды, какими когда-то считали себя, и теряют мотивацию к учебе.
Конечно, все мы обладаем определенными природными способностями, говорит Двек. «Но то, что у некоторых есть более естественные способности, не означает, что другие тоже не могут научиться этому навыку».
"Родители должны ценить обучение, прогресс, усилия, стойкость", - говорит она. «Их дети возьмут это с собой и будут наслаждаться этим всю жизнь».