Являются ли пропущенные вехи признаком расстройства спектра?
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) часто имеют задержки в развитии, что означает, что они не достигают всех своих социальных, эмоциональных, коммуникативных, когнитивных и физических вех в соответствующее время. Но это утверждение является огромным упрощением по нескольким причинам.
Большинство детей, страдающих аутизмом, достигают некоторых вех своего развития вовремя или рано (иногда чрезвычайно рано), но достигают других поздно, очень поздно или вообще не достигают. Многие также со временем теряют свои позиции.
Дети с аутизмом могут казаться приобретающими важные навыки, но неспособными использовать их в реальных ситуациях. У многих есть так называемые «осколок» навыков, которые могут быть очень продвинутыми, но бесполезными в повседневной жизни.
Аутичные дети, особенно высокофункциональные девочки, иногда могут скрывать или преодолевать некоторые задержки в развитии, что может затруднить использование вех в качестве подсказки для диагностики.
В этой статье обсуждаются несколько маркеров развития, которые наиболее вероятны и наиболее очевидны, когда у ребенка аутизм. Хотя в этом вопросе нет абсолютных определений, это может помочь вам оценить развитие вашего ребенка и узнать, на что следует обратить внимание его лечащего врача.
Каковы этапы развития?
Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) делят вехи развития на группы: двигательное/физическое, когнитивное, языковое/коммуникативное, социальное/эмоциональное. В них перечислены определенные уровни достижений для каждого возраста, начиная с 1 месяца и заканчивая подростковым возрастом.
Несмотря на то, что они ясно дают понять, что дети могут не достичь какой-либо определенной вехи в точно указанном возрасте, они также предлагают родителям следить за тем, чтобы их ребенок был на уровне или близко к тому, что ожидается.
Большинство детей с аутизмом диагностируют в относительно раннем возрасте - часто к 3 годам. Вот упрощенный список вех для 3-летних детей от CDC:
Социальные и эмоциональные
- Успокаивается через 10 минут после того, как вы уходите
- Замечает других детей и присоединяется к ним, чтобы играть
Язык/Общение
- Говорит свое имя, когда его спрашивают
- Можно общаться как минимум с двумя обратными обменами
- Разговаривает достаточно хорошо, чтобы незнакомцы могли понять большую часть времени
- Может задавать вопросы «кто», «что», «где» или «почему»
- Называет действие, которое происходит в книге или на картинке, например, «бег» или «есть»
Когнитивные (обучение, мышление, решение проблем)
- Копирует круг карандашом или мелком
- Избегает прикосновения к горячим предметам, таким как плита, если предупрежден
Движение/физическое развитие
- Может есть с помощью вилки
- Можно нанизывать такие предметы, как крупные бусы или макароны
- Может самостоятельно надеть определенную одежду, например куртку или брюки
Почему дети пропускают этапы развития
Есть много причин, по которым дети пропускают этапы развития. В большинстве случаев особых причин для беспокойства нет.
Это потому что:
- Дети отличаются друг от друга и, естественно, развиваются с разной скоростью.
- Дети, рожденные раньше срока, могут пропускать этапы, но обычно наверстывают упущенное.
- Мальчики часто развиваются медленнее девочек, но почти всегда догоняют их.
- Многие дети настолько сосредоточены на определенных этапах, что могут пропустить другие. Например, очень физически развитый ребенок может достичь продвинутых физических показателей, а затем наверстать упущенное в социальных достижениях.
- Ранние проблемы со здоровьем могут замедлить развитие, но большинство детей могут догнать своих сверстников.
- Некоторые поддающиеся коррекции проблемы, такие как проблемы со слухом, могут замедлить раннее развитие, но мало влияют на долгосрочное развитие после устранения.
При этом бывают случаи, когда задержки в развитии могут указывать на такие проблемы, как аутизм.
Когда задержки развития могут свидетельствовать об аутизме
CDC предоставляет список проблем, которые считаются ранними признаками аутизма, хотя они также могут возникать у людей без расстройств спектра.
Аутизм более вероятен, если у детей более одной из этих проблем или есть другие связанные проблемы в социальной/эмоциональной или коммуникационной сферах:
- Не может работать с простыми игрушками (такими как доски, простые пазлы, вращающиеся ручки)
- Не отзывается на имя к 9 месяцам
- Не показывает выражение лица (например, грустное, злое или счастливое) к 9 месяцам
- Использует мало или вообще не использует жесты (например, машет на прощание) к 12-месячному возрасту
- Не играет в притворство или выдумки к 48 месяцам
- Не играет в простые интерактивные игры, такие как лепешки, к 12 месяцам
- Не замечает других детей и присоединяется к ним в игре к 36 месяцам
- Не смотрит в глаза
- К 24 месяцам не замечает, когда другие расстроены или обижены
- Не разделяет интересов с другими к 15-месячному возрасту
- Демонстрирует ограниченное или повторяющееся поведение или интересы
- Не поет, не танцует и не играет для вас к 60 месяцам
- Теряет навыки, которые у них когда-то были
Почему такой способ мониторинга аутизма может ввести в заблуждение
Иногда дети с аутизмом пропускают несколько этапов и имеют явные и очевидные задержки в развитии. Однако часто пропущенные вехи могут быть замаскированы или даже невидимы.
Это потому, что дети с аутизмом не просто отстают в развитии; они учатся и ведут себя не так, как их типичные сверстники.
Кроме того, аутизм редко проявляется с рождения. Многие дети с аутизмом какое-то время развиваются нормально, а затем либо замедляются, развиваются понемногу, либо регрессируют.
Из-за этого может быть сложно обнаружить аутизм, просто наблюдая за пропущенными вехами развития.
Маскированные или скрытые задержки при аутизме
У некоторых детей с аутизмом наблюдаются серьезные когнитивные задержки, поведенческие проблемы или физические «стимулы» (раскачивание или хлопанье в ладоши), из-за которых становится очевидным, что что-то не так. Но многие этого не делают. В этом случае отставание в развитии может быть трудно заметить.
Вот несколько групп детей, чьи задержки в развитии могут быть незаметны до тех пор, пока не возрастут социальные, эмоциональные или коммуникативные потребности (обычно после 1 или 2 класса):
Девушки
Аутизм обычно заставляет детей быть тихими, социально замкнутыми и менее склонными поднимать руку или высказываться. Они могут казаться «мечтательными» или невнимательными.
Такое поведение является социальным ожиданием девочек в большинстве стран мира. Таким образом, молодые аутичные девочки, которые не достигают определенных вех в развитии, могут остаться незамеченными. Их часто называют «застенчивыми и тихими» и, возможно, не очень умными.
Родителям и учителям может потребоваться некоторое время, чтобы заметить другие симптомы.
Дети с впечатляющим интеллектом или невероятными способностями
Немало детей с аутизмом очень сообразительны или обладают удивительными способностями, которые далеко не по годам.
Например, некоторые дети с аутизмом могут решать сложные головоломки, читать в очень раннем возрасте или показывать впечатляющие математические, музыкальные или компьютерные навыки. У них также может быть продвинутый словарный запас в областях, представляющих особый интерес.
В этом случае родители и учителя могут не заметить, что тот же ребенок, который может решать сложные математические уравнения, не может играть с воображением или ловить мяч.
Дети с чуткими братьями и сестрами или сверстниками
В некоторых семьях и классах чуткие братья и сестры или сверстники могут на самом деле маскировать аутизм другого ребенка.
Эти дети берут на себя ответственность научиться понимать своих аутичных сверстников и говорить от их имени. Хотя это, несомненно, доброта и забота, это также форма поддержки, которая может затруднить понимание того, что аутичный ребенок действительно может сделать для себя.
Дети родителей с аутичными чертами
Для детей с аутизмом нет ничего необычного в том, что их родители либо имеют диагноз «высокофункциональный аутизм», либо имеют так называемые «теневые» черты аутизма.
В этом случае родители могут видеть, что их дети развиваются типично или так же, как они. Некоторые родители могут не хотеть, чтобы их ребенка называли аутичным, потому что они борются с мыслью, что то же самое можно сказать и о них.
Если у вашего ребенка отставание в развитии
Если вы считаете, что у вашего ребенка отставание в развитии и он может быть аутистом, примите меры. Попросите лечащего врача вашего ребенка проверить наличие задержек, уделяя особое внимание социальным, коммуникативным и эмоциональным навыкам.
Если ваша интуиция была неверной, вы можете забыть о возможном диагнозе. Если у вашего ребенка действительно есть задержки в развитии, вы предприняли оперативные действия, чтобы выяснить, почему они происходят, и что можно сделать, чтобы помочь им преодолеть любые трудности.