Безумие и безумие

Безумие и безумие
Безумие и безумие

«Сумасшедший - это не что иное, как меньшинство, состоящее только из одного человека.» Марко Лазаров, ганноверский писатель, умерший в 1996 году.

Безумие, безумие излучает особое притяжение к людям, от освящения таких состояний до литературного занятия. Формы безумия очаровательны, потому что они кажутся неконтролируемыми и непостижимыми. Потому что очарование - это не просто привлекательность, оно всегда таит в себе тайну.

Религиозное безумие и святость

В различных религиях состояния, считающиеся в психоанализе бредовыми, рассматриваются как признаки святости, знаки богов или одержимости духами. Возникает вопрос, не слишком ли торопятся психоаналитики классифицировать явления как больные, если они не понимают культурного контекста. И наоборот, не относят ли последователи религий к божественным явления, которые являются безумными.

Артур Кестлер описал Вахранасси, священнейший город индусов, город Шива, как религиозный сумасшедший дом. И это впечатление накладывается на посетителя. Саддху, святые люди, утверждают, что не ели в течение двадцати лет, и их последователи им верят. Мир богов в индуизме напоминает фантастические романы. Например, трудно ответить, безумно ли то, что у обезьяны Халмана черное лицо из-за того, что бог Хануман прошел через огонь. Для неиндусов наверное так. Однако для нерелигиозных людей не менее безумно, чтобы женщина родила сына и сохранила девственность. Является ли идея безумной, также зависит от взгляда смотрящего.

Явления также могут интерпретироваться как коллективные психозы. Основатель антропософии Рудольф Штайнер, по-видимому, страдал параноидальной шизофренией. Потому что его «коренные расы», составляющие человечество как тело, можно перенести 1 к 1 на фрагментарное восприятие шизофреников. Люди, которые слышат голоса, верящие, что получают приказы сверхъестественных сил, больны в психиатрических отношениях. Человеческая история полна религиозных лидеров, которые верили, что действуют от имени богов, имея мандат спасать, завоевывать или править миром.

Термин мания величия также означает сумасшествие. У таких страдающих манией величия всегда были свои последователи. Пляски Витуса, в которых сотни людей падали в конвульсиях, можно интерпретировать как массовые психозы, совсем как охоту на ведьм. И такие массовые психозы возникают особенно в периоды кризисов, когда рушатся модели интерпретации, когда привычные мировоззрения перестают быть опорой. Время судов над ведьмами, раннее Новое время, было таким временем. Тридцатилетняя война опустошила Европу, современные технологии разрушили феодальные структуры, жизнь перестала быть статичной, как в средние века. Христианская интерпретация мира вряд ли могла дать больше ответов.

В такие кризисные времена широко распространено религиозное поведение, проистекающее из безумия, ритуальные массовые самоубийства, погромы меньшинств, а также готовность людей бежать за самыми абсурдными обещаниями. Вера в дьяволов послужила опорой для охоты на ведьм. Мысль о том, что за всеми бедами стоят тайные группы, объединившиеся с дьяволом, освобождала от сомнений и приводила прямо к паранойе. Увлечение этим безумием, затронувшим и умных людей, заключалось в том, чтобы упорядочить неуправляемый мир с помощью фантазии.

Волна эзотерики в Америке и Центральной Европе - это такая же рациональная неразумность. То, что циркулирует на эзотерическом рынке, обычно не имеет ничего общего с индийскими религиями, буддизмом или настоящим шаманизмом, а лишь использует наборы из этих культур. Выпускники внезапно верят, что прослушивание может излечить от всех болезней, или позволяют гуру грабить их счета, которые утверждают, что их деньги заражены демонами.

Те же люди не позволили бы проповедникам христианской религии говорить им такую чушь. В основном это представители среднего класса, которые слишком образованы, чтобы серьезно относиться к традиционным суевериям своей собственной культуры. И во времена отчаяния люди будут хвататься за любую соломинку, которая попадется им на пути. Критические вопросы о том, откуда гуру, живущий воздухом и любовью, берет деньги на свой Rolls-Royce, нарушают эту ложную безопасность.

Массовое безумие вряд ли воспринимается как таковое самими массами. Обычно в процессы социальной лихорадки не вовлекаются аутсайдеры. В 1914 году миллионы юношей с энтузиазмом шли на Первую мировую войну, хотя критическое осмысление заставило бы их осознать ее тщетность и ужас. Часто сумасшедшими считают увещевателей, а если сумасшествие установлено, то оно считается нормальным.

Придворные шуты были особенно очаровательны своим безумным поведением.

Придворные шуты

Придворные шуты относились к системе дворянского двора подобно инвентарю. В Средние века дураками называли простодушных, глупых людей. Они представляли собой мягкую форму безумия, порожденного глупостью. Но почему эти персонажи, имеющие в повседневной жизни негативное значение, предстали перед судом как профессиональные актеры, играющие дураков? Это из-за того, что сделали такие простые люди: простота означает морщину и, следовательно, неспособность мыслить комплексно, строить планы и интриги. И безумие, которое вырастает из такой глупости, часто подытоживает действительность. Эта функция и это очарование до сих пор отражается в «дурацкой суете», в карнавале. Тем, кто дурачился при дворе, разрешалось говорить то, что другие думали, но не осмеливались говорить. А правителям нужен был такой.

Дурак наслаждался свободой дурака критиковать других. Институт придворного шута также показывает важность дурака, болвана, идиота. Он несовершеннолетний из-за своей глупости и из-за своей глупости он тоже не опасен. И кроме того, более умные узнают в нем себя. Он также служит отрицательным примером и был на стороне зла в христианстве. Потому что он не нашел своего места в сообществе Бога и скитается.

Воплощением дурака был дьявол, который в своем невежестве хотел подражать Богу и потерпел неудачу. Однако профессия придворного шута доказывает, что и в средние века люди знали о свободе, которую влекла за собой эта ситуация.

Бродячий, аутсайдер не подчиняется ограничениям общества. Придворный шут как профессия не подчиняется правилам сословий. Дураковцы напоминали правителю, что он не равен Богу, что даже самый могущественный царь несовершенен. Такой дурак был не фокусником в смысле банальной забавы, а серьезным советчиком, напоминателем. И у таких придворных шутов была важная социальная функция. Но представление о том, что есть настоящие дураки, глупые люди, попавшиеся на удочку, легло в основу профессии придворного шута. И среди этих чужаков были не только умственно отсталые, но и нехристиане, физически неполноценные или прокаженные. Даже люди с чрезмерным ростом волос и физическими уродствами были среди «дураков» при дворе и выставлялись на ярмарках в современную эпоху. С шутом все знали, что он играет роль. И общество нуждалось в том, чтобы кто-то сыграл эту роль и указал на ее отрицательную сторону. И даже в буржуазном обществе XIX века посещение сумасшедшего дома было такой же его частью, как посещение зоопарка или музея. Общество создавало то, что выставляли, а потом смотрели.

Уленшпигель

Тилль Уленшпигель - особенный дурак. Eulenspiegeleien до сих пор остается воплощением розыгрыша. Литературный деятель возник в начале 16 века. Уленшпигель держит зеркало перед власть имущими, он совершает якобы безумные поступки, разоблачающие власть имущих.

Уленшпигель обманывает сильных мира сего, но сам при этом терпит неудачу. Его шалости в основном непродуманны, а изюминка часто возникает из-за глупости и высокомерия сильных мира сего. Как, например, в «Новой одежде императора», он позволяет себе платить как художнику, не выполняя работы, и говорит герцогу, что только дети, рожденные в браке, могут видеть его картины. Герцог не говорит, что он что-то видит. Уленшпигель игнорирует социальные ограничения и выставляет на посмешище целые поместья. Это какое-то полубезумие. Комизм ситуации часто возникает из-за того, что сам Уленшпигель не видит последствий своих действий и тем самым обнаруживает ограниченность цехов раннего Нового времени. Его шалости даже больше, чем его собственное остроумие, показывают безумие общества, в котором он живет. Именно поэтому персонаж до сих пор популярен. Подобно Джинну, чье проклятие состоит именно в буквальном исполнении любого желания, обаяние Уленшпигелей заключается в том, что он не слишком далеко от своей компании.

Как маленький Фрицхен, который вылетает из бассейна, потому что он мочится в воду, как и все остальные, но не с пятиметровой доски, одна из прелестей безумия в том, что это общее достояние. Но в то время как «нормальные» ничего не говорят и не делают тайно, сумасшедшие говорят или делают. Реальность здесь иногда выглядит гораздо хуже, чем жулики Уленшпигеля. Серийный убийца Фриц Хаарманн сказал о своих жертвах: «Они были пупенджунгами (мальчиками-мужьями). Они никуда не годятся.» Этот образ соответствовал буржуазному обществу, в котором он жил, и объясняет, почему он мог спокойно совершать свои убийства.

Детские ужасы и чудаки“

В современную эпоху «ужасный ребенок» занял место дурака. Тот ужасный пацан, длинноволосый хиппи, панк с ирокезом, Элвис Пресли, «непристойно» двигающий тазом, имеет своих предшественников в «Цветах зла» Оскара Уайльда или Шарля Бодлера. В Средние века слово «глупый» также относилось к упрямому ребенку, ребенку, который не слушался или делал глупости, делал вещи, которые считались безумными.

Такие «ужасные дети» на самом деле известны только в культурной индустрии, на художественной сцене, в музыке или литературе. Они ведут себя вызывающе, оскорбительно, вопреки моральным нормам своего общества. Оскар Уайльд был таким «ужасным ребенком», когда он бросил взгляд в бездны общества с «Портретом Дориана Грея», как и Бодлер. Алистер Кроули, популярный среди нарушителей табу и по сей день, изображал себя таким напуганным ребенком и купался в огласке, которую он вызывал своими инсценированными скандалами.

"Enfant terible" - не революционер, а ужасный ребенок. Ребенка также называют несовершеннолетним, «несносный ребенок» так же, как и ребенок, пользуется пресловутой свободой дураков. В детстве он принадлежит к обществу, которое считает его ужасным. Подобно трикстеру в мифологии, культуре нужен свой «несносный ребенок», чтобы ослабить ограничения, посмотреть в зеркало, инициировать необходимые изменения. Однако в социальном плане «ужасный ребенок» является половозрелым.

У него нет альтернативы, которую он может предложить, тогда он больше не будет ужасным ребенком. Увлечение этим «ужасным ребенком» столь же очевидно, как и место, в котором она движется: искусство, музыка, литература. Ребенку не нужно брать на себя ответственность за то, что он делает. Оно еще не знает «серьезности жизни». «Секс, наркотики и рок-н-ролл» у музыкантов, попавших в дом престарелых, - один из немногих способов сохранить пубертатное поведение в пожилом возрасте. В других сферах жизни такое поведение считается безумием.

Психиатрия и контроль

Философ Мишель Фуко разработал теорию безумия. Для Фуко так называемое безумие - это нечто очень человеческое. Соответственно, буржуазная современность так забаррикадировала восприятие, чувства и переживания людей, что развитие мира опыта предстает как угроза. Таким образом, психиатрия является учреждением, которое нарушает это живое «нефункционирование» таким образом, чтобы заключенные снова становились функциональными. Сумасшедший, сумасшедший, следовательно, является синонимом неприспособленного. В этом может быть зачарованность бредом.

Маниакальный, который думает, что может перевернуть мир с ног на голову, обращается к тоске по свободе, тоске «нормальных», которым приходится функционировать в повседневных ограничениях. Психотик, разрушающий границы между внутренним и внешним, также освобождается от принуждений. Пограничник, который ищет рискованные и опасные ситуации, оказывает завораживающее воздействие на «нормальных» людей, которые никак не могут вырваться из своей роли.

«Нормальные», так же как и «больные», остаются в ловушке принудительной системы. По Фуко, очарование заключается в том, что психически неуравновешенный демонстрирует свободу, которую «нормальный» должен был разрушить, чтобы стать «нормальным», - потерянную жизнь.

Безумие и избавление

Игроки в ракушки, шарлатаны или фокусники теряют свое очарование, когда распознается мошенничество, когда распознается, как работает фокус. Психические заболевания, безумие в клиническом смысле, теряют эту привлекательность для тех, кто знает клиническую картину и социальные условия, которые ее вызывают. Одной из форм безумия, часто диагностируемой у женщин во времена Фрейда, была так называемая истерия.

Ключевые слова вроде «Женщина, неведомое существо», женщина, считавшаяся существом ошеломленных и иррациональных до безумных чувств, тоже были источником обаяния - для патриархального общества. Тот, кто распознает их механизмы, узнает в этих якобы иррациональных вспышках эмоций одну из немногих форм сопротивления, оставшихся у буржуазных женщин. Из-за истерии, безумия они оставались очаровательными, неизвестными и неуправляемыми, создавая момент свободы в своей социальной клетке.

Безумие и поп-культура

Группа Ideal поет в песне «Irre»: «Сегодня ты любишь меня всецело, а завтра ты меня не видишь, а послезавтра тебе все равно. Твои безумные настроения, их никто не может понять… Ты сводишь меня с ума». Аннет Хюмп явно поет о любовнике. Но именно эта непредсказуемость и делает его таким обаятельным. Любой, кто хоть раз слышал Элвиса Пресли в молодости, знает термины для музыки, сцены, концертов и клубов, которые, кажется, возникли из психиатрии.

Быть "сумасшедшим", "испуганным", "испуганным" - это часть спокойной ночи. Рейверы, любители электронной музыки используют слово radiated для обозначения собственного эмоционального состояния. «Чистое безумие», «сумасшедший», «безумно крутой» и тому подобное характеризуют, говоря трезвыми словами, хорошее настроение. Панки, слово, которое примерно означает отбросы или подонки, но также и психи, вышли на сцену, когда уроды начала 1970-х годов стали слишком душными для молодежи. Однако значение урода похоже: сумасшедший, чудак, сумасшедший. Безумие означает, что чувства сбились с пути, от порядка, от нормальности. И представители субкультур видят это очень позитивно, в отличие от норм общества, из которого они ушли в свою субкультуру.

Известно, что гениальность и безумие идут рука об руку. (Изображение: DDRockstar/fotolia.com)
Известно, что гениальность и безумие идут рука об руку. (Изображение: DDRockstar/fotolia.com)

Гений и безумие, как известно, идут рука об руку.

Гений и безумие

Сумасшедший профессор - почти клише, персонаж бесчисленных фильмов и романов. Общеизвестно, что у блестящих ученых есть «сплин», т. е. они поддались определенной форме безумия и что гениальность и безумие тесно связаны. В этом клише скрыто более глубокое понимание, применимое к различным формам безумия. Существует плавный переход между людьми, мысли которых намного опережают свое общество, и классификацией этих людей как безумных. А ученые, которые на самом деле выдвигают новую гипотезу, обычно имеют большие проблемы в общении с «нормальными» людьми.

То же относится и к художникам, чья задача - сделать бессознательное видимым. Каждый университет знает трагических личностей, которые убеждены, что нашли теорию, объясняющую, что удерживает мир в своей основе, и тем самым избегают давно назревшей психотерапии. В таком случае рекомендуется обратиться к терапевту, потому что другие не признали бы гениальность теории или завидовали бы гениальности. А в Германии, стране культа гениев, таких самопровозглашенных недооцененных гениев с массивными психическими расстройствами, пожалуй, больше, чем в других странах. Психически больные, считающие себя Эйнштейном, должны быть гораздо более распространены, чем недооцененный Эйнштейн.

Истинная суть, однако, в том, что люди, развивающие революционные идеи, обычно являются аутсайдерами, по крайней мере, вначале. Над теми, кто нарушает истеблишмент, быстро смеются, то есть изображают сумасшедшими. Адаптация, классификация и ношение чемоданов прокладывает путь к университетской карьере, а не к подлинным новым знаниям. А те, кто остаются наедине со своими мыслями, рискуют в какой-то момент действительно сойти с ума. «Нормальному» человеку трудно провести грань между блестящими прозрениями и безумием. Любой, кто считает себя «нормальным», считает себя средним, ни гением, ни сумасшедшим.

В клише о гениальности и безумии есть доля правды: творчество и психические проблемы. От Моцарта известно, что в частном общении он имел склонность к бессмысленным выражениям и нецензурной брани, скорчил рожи и не мог усидеть на месте. «Некоторые психические расстройства связаны со способностью мыслить творчески и нестандартно», - говорит психиатр Вольфганг Майер. А некоторые психические заболевания часто связаны с экстраординарным интеллектом, например параноидальная шизофрения, например также некоторые мании. Особенно творческим людям грозит выход из-под контроля их творчества, превращение огромной творческой силы в маниакальную манию величия.

Многие психические заболевания имеют психический эквивалент в выдающихся способностях. По словам Хагопа Акискала из Университета Сан-Диего, такие творческие качества, как открытость и оригинальность, совпадают с характеристиками психотического мышления. Однако уравнение было бы неверным: «Восемь процентов маниакально-депрессивных людей являются художниками, что много по сравнению с нормальным населением, но 92 процента таковыми не являются»..

Почти каждому творческому человеку знакома проблема необходимости рисовать линию. Нет никаких фиксированных барьеров между плаванием, процессом течения, в котором произведение искусства преуспевает, роман получает свою решающую изюминку и сбивается с пути. Способность воплотить творческие способности в жизнь часто делает выбор между «гениальностью» и «безумием». По характеру психически больные были ближе к творческим, чем к «нормальным».

Творческие люди знают эйфорию и гиперопеку, но также застой и депрессию. Среди известных артистов накапливаются психические заболевания. Но является ли художественный талант следствием предрасположенности к психическим проблемам, еще неизвестно.

Профессор Гарварда Шелли Карсон считает, что видит биологическую связь: функции мозга особенно творческих людей похожи на мозг шизофреников. В обоих случаях мозг отфильтровывает меньше информации и создает больше связей, чем у среднестатистического одаренного человека. Однако, в отличие от творческих людей, шизофреники не могут фильтровать информацию, а завалены галлюцинациями.

Это также зависит от типа сумасшествия: шизофреники, например, не годятся в качестве писателей, потому что их язык фрагментирован, но они могут иногда хорошо рисовать. Однако говорят, например, что Гельдерлин страдал шизофренией. Депрессивные люди больше не способны к творческим достижениям в депрессии, но способны к нефильтрованному, жесткому реалистичному мышлению.

Безумие как литературный мотив

Психическая экстравагантность очаровывала писателей на протяжении веков. Мотивы зависели от времени и образа общества. Самыми известными безумцами в европейской литературе являются Дон Кихот и шекспировский Макбет. «Дон Кихот» Сервантеса - это рыцарь во времена, когда рыцарей уже не существовало, как не существовало и мифических существ средневековых рыцарских романов. Он борется с ветряными мельницами, которых считает гигантами, метафорой безумного поведения и по сей день.

Макбет становится убийцей на пути к власти, пока у него не остается никого, кому можно было бы доверять. Вот она мания величия, властное безумие правителя. И действительно, поразительное исследование показало, что черты антиобщественного характера, классического психопата, особенно распространены не только у серийных убийц, но и у бизнесменов, руководителей компаний и политиков. Эти черты включают отсутствие эмпатии, удовлетворение страданиями других и неспособность справедливо разрешать конфликты. Что отличает безумие Фрица Хаарманна, мальчика-убийцы, от безумия Макбета, так это прежде всего ее социальное положение. Очарованность этой формой безумия есть очарование властью. А власть в чистом виде неизбежно ведет к безумию. Никто не выразил это лучше, чем Толкин во «Властелине колец». Одно кольцо - это кольцо силы. Голлум влюбился в него и сошел с ума, Боромир умирает, когда его желание получить Кольцо становится безумным.

Дон Кихот, с другой стороны, отражает особую форму безумия - оказаться не в том месте, не в то время. Он последний рыцарь во времена, когда рыцарей больше нет. Он кажется безумным, потому что в это время использует интерпретацию рыцарства. Это очень похоже на культурный шок, который знает каждый, кто приезжает в страну, где объяснения мира сильно отличаются от того, что известно. Для Дон Кихота нет интеграции между его идеями и социальной реальностью. Его «борьба с ветряными мельницами» соответствует классическому психозу, сравнимому с травмированной женщиной, которая думает, что слышит крик изнасилованной женщины. Но тому есть причины: XVII век, время Дон Кихота, был связан с закатом старой аристократии.

Эта ранняя современность характеризовалась подъемом буржуазии и техническими нововведениями, которые смели «данный Богом» и неизменный порядок Средневековья. В обществе, где деньги означают статус, «рыцарь без страха и упрека» излишен. А сумасшествие, в том числе и психозы, возникают, когда люди теряют свое социальное положение. Тот, кто сегодня хочет заниматься политикой со вчерашними идеями, быстро окажется в психиатрии. Например, терапевты знают функционеров СЕПГ, чей мир больше не существует и которые не вошли в новое общество.

Характер Дон Кихота не отрицательный, а милый. Дон Кихот не только сумасшедший, но и идеалист, и Сервантес позволяет читателю взглянуть в зеркало на то, что есть реальность, особенно на то, что правильно и что неправильно. Потому что, когда Дон Кихот нападает на ветряные мельницы как на гигантов, он показывает, чего не хватает современному обществу, а именно страстной борьбы за идею. Однако ветряные мельницы означают современные технологии, функционирование которых не имеет ничего общего с действиями человека. В своем безумии Дон Кихот уничтожает отчуждение. Он должен потерпеть неудачу, потому что новое общество нельзя предотвратить, но он, похоже, сочувствует своей неудаче. Он мало чем отличается от коренных американцев, которые сражались с армией Соединенных Штатов, используя лук и стрелы, и в военном отношении тоже не имели шансов.

Эдгар Аллан По и жажда извращений

Эдгар Аллан По рисовал безумие так, как ни один другой современный автор. Дух извращения, душевного разложения влечет героев в «черную кошку» и «дух извращенности». В «Черном коте» мужчина рассказывает историю своего безумия, которое привело его к тому, что он стал убийцей. Он был солидным человеком, любил свою жену и своего кота. Но тут же скатился в бездну извращений, его «демон». Для По извращение - одна из движущих сил человека, переход границ ради их перехода. Вот что делает безумие таким увлекательным.

Рассказчик признает это и тем не менее впадает в безумие, усугубляемое пьянством. Он выкалывает глаз животному, которое когда-то любил, не выдерживает вида своего злодеяния и вешает кошку. Дом сгорает, на стене появляется силуэт кота, преследующий виновника в снах. Он забирает домой нового кота, который оказывается двойником старого. Вот почему он не выдерживает, безумно бросается на жену и убивает ее топором, когда на самом деле хочет убить кошку. Он замуровывает тело, приходит полиция, он стучит в стену в приступе гордыни. Затем звучит мяу. Он замуровал кота вместе с ним. Это не просто страшная история, потому что существенным элементом является увлечение бредом, увлечение извращением. Психологический срыв алкоголика также играет роль, процесс, который По очень хорошо знал по своей проблеме с алкоголем. Бред, бред, спровоцированный злоупотреблением алкоголем, «похмелье» после него, когда вы осознаете свои безумные поступки и все еще не в силах остановить пагубную привычку, можно прочитать в «черной кошке» как примеры.

Алкоголь ограничивает двигательные и умственные способности, приводит к поступкам, которые трезвые актеры резко осудили бы, поэтому они и добиваются этого состояния. Без этого увлечения было бы меньше драк на деревенских праздниках, меньше дорожно-транспортных происшествий, меньше сексуальных домогательств, меньше болезней печени и сердца. Все это знают, и все же эта потеря контроля завораживает, иначе пабы были бы пусты. И По не был бы По, если бы за этим переходом границ не стояло фундаментальное, даже философское, а именно пересечение границ как первичное человеческое стремление к извращению. Читатель испытывает великолепие По на собственном опыте. Извращение, буквально неправильное, это безумие.

Очарованность безумием заключается в том, что рассказчик точно знает, что его действия неправильны, абсурдны, безумны. Иначе эту повесть никто бы не читал, читатель сам пленен заблуждением, сопровождая рассказчика в его заблуждении.

По здесь психоаналитически обрисовывает процесс, за который в христианстве выступает дьявол. Дьявол стал своего рода могущественным противобожеством только в период раннего Нового времени. В Средние века, когда укрепилась власть церкви, он играл роль сумасшедшего, глупца, который копировал деяния Божьи и снова и снова терпел неудачу, потому что пытался подражать им безумными, нелепыми способами.

Черный романтизм, и к нему принадлежал По, купающийся в дьявольском, никто так глубоко не копался в бессознательном, как романтики, никто так точно не препарировал там бушующее безумие. Черные мессы, шабаш ведьм и перенос заключенного в них символизма на человеческую психику давали духовное пространство для их фантазий. Также с Шарлем Бодлером, который восхищался По, и с его немецким зеркальным отражением Э. Т. А. Гофман, безумие играет центральную роль.

Вы не судите его морально, а показываете его как признак сломленного, декадентского общества. «Песочный человек» Гофмана - одно из наиболее впечатляющих изображений процесса психического заболевания, в котором точка зрения пациента становится ясной. В известной работе Гофмана «Эликсиры дьявола» термин «дьявол» используется как маркер психологического опустошения.

Никто так не был погружен в художественную озабоченность условиями, которые их общество считало безумными, как романтики, поэзия, литература, искусство были их средством, но также и наркотиками. То, что было безумием для буржуазного общества, было для них важным путем к знаниям, мало чем отличающимся от хиппи 1960-х годов, употреблявших ЛСД. Некоторые из них стали консерваторами, другие покончили жизнь самоубийством, некоторые пристрастились к алкоголю или попали в религиозные секты.

Черный романс в его нынешнем виде означает готику, романтическое фэнтези. Фантазия всегда есть и человеческое бессознательное. И, по крайней мере, с литературной точки зрения, вы можете отправиться в самые глубокие пропасти, не попадая автоматически в психиатрию. (Доктор Утц Анхальт)