Факторы риска и защиты
Не бывает такого понятия, как «типичный наркоман». В развитии зависимости складываются разные вещи. Некоторые факторы, например, генетический компонент, зависимости в семье, а также личные и социальные трудности, считаются «факторами риска», другие имеют положительный эффект. Однако люди с факторами риска автоматически не становятся зависимыми. Различные подходы пытаются объяснить развитие зависимости. Он основан на сложных отношениях, которые включают свойства вещества, биологические, психологические и социальные факторы (факторы окружающей среды).
навигация
- продолжить чтение
- больше по теме
- Советы, загрузки и инструменты
- Факторы развития зависимости
- Механизмы защиты
Факторы развития зависимости
Факторы и их взаимодействие индивидуально различны. В возникновении и развитии зависимости от веществ играют роль:
- препарат (например, эффект, потенциал зависимости, доступность),
- человек (например, генетические факторы, усвоенное поведение, самооценка, терпимость к фрустрации, физическое и психологическое развитие),
- социальная среда (например, родители и их образец для подражания, круг друзей, конфликтные ситуации).
Развитие зависимости зависит, помимо прочего, от наркотика и его способности вызывать зависимость, возможности его приема и потребления и общественного признания. Определенный генетический компонент также играет роль. Наркотики вмешиваются в процессы в головном мозге. Многие препараты увеличивают высвобождение дофамина и активацию системы вознаграждения (дофаминергическая система вознаграждения), так что при употреблении наркотиков ощущается эйфория. Глутамат, стимулирующий нейротрансмиттер, который участвует в таких функциях мозга, как обучение и память, также связан с расстройствами зависимости («аддиктивная память»). Считается некой усвоенной реакцией организма на употребление наркотиков.
Расстройства развития личности также могут быть тесно связаны с употреблением наркотиков. Кроме того, социальная среда влияет на возникновение и развитие зависимости. Краеугольный камень для дальнейшего развития зависимости может лежать уже в детстве. Могут быть задействованы определенные модели взаимоотношений в семьях (кризисы отношений) и / или стили воспитания (например, отсутствие границ или слишком строгие границы). Стрессовые условия в школе, на работе, в свободное время и т. Д. Также описаны в теоретических подходах к развитию зависимости. Также могут иметь влияние трудности в поиске своего пути в социальной системе, отсутствие социальной поддержки, отсутствие перспектив на будущее и влияние рекламы / СМИ и опыта и т. Д.
Помимо этих социальных факторов, генетический стресс также имеет первостепенное значение. Например, у детей родителей, страдающих зависимостью, гораздо выше риск развития расстройства зависимости.
Примечание. Для получения информации о характеристиках поведенческих зависимостей см. Поведенческие зависимости.
Механизмы защиты
Легальные (например, алкоголь, никотин и т. Д.) И запрещенные вещества (например, каннабис, кокаин и т. Д.) В принципе могут быть вредными для всех. Определенные факторы могут действовать как «гарантии».
Следующие факторы могут «защитить» от зависимости:
- Здоровая самооценка, позитивная самооценка,
- Родители или законные опекуны, которые ответственно употребляют определенные одурманивающие вещества (например, алкоголь) и передают это своим детям,
- раннее распространение нейтральной (неидеологической) информации о потенциально вызывающих привыкание веществах - это нужно делать на ранней стадии, а не только в возрасте риска среди молодых людей,
- Понимание любопытства молодых людей, даже если они впервые были уличены в экспериментах с веществами, вызывающими привыкание. Большинство молодых людей впервые сталкиваются с легальными веществами, вызывающими зависимость. Здесь можно указать на разницу между удовольствием и зависимостью (не опасным образом!),
- семейная жизнь без наркотиков, социальная среда без употребления наркотиков (например, круг друзей, которые не употребляют наркотики),
- хорошие условия на работе / учебе, а также в семье,
- хорошее управление стрессом, навыки разрешения проблем и конфликтов, хорошие коммуникативные навыки и здоровый уровень терпимости к разочарованию,
- Поведение в свободное время, которое воспринимается как удовлетворяющее,
- Поддержка в борьбе с давлением сверстников и многое другое