Согласно новому немецкому исследованию, чем дороже лекарство, тем больше вероятность того, что люди - исходя из своего разума - испытывают больше побочных эффектов.

Эта тенденция объясняется так называемым феноменом "ноцибо", противоположным "плацебо". В то время как во втором наиболее известном, люди часто чувствуют себя лучше после лекарства или другого лечения (особенно, если они дорогие), потому что они ожидают, что это будет лучше, пациентов беспокоят "побочные эффекты" лекарств и в конечном итоге чувствуют различные негативные симптомы во время лечения.
Исследователи во главе с нейробиологом доктором Александрой Тинерман из Медицинского центра Гамбурга-Эйндховена, опубликовавшей публикацию в журнале Science, изучили 49 здоровых добровольцев, которые были случайным образом распределены в две группы и были названы попробовать два медицинских противозудных крема.
Фактически, кремы были такими же и не содержали никаких активных ингредиентов, но ученые намеренно вводят в заблуждение участников, что кремы могут иметь побочный эффект - повышенное раздражение и чувствительность к боли. Кроме того, им сказали, что предположительно один крем был дорогим, а другой - дешевым.

Затем исследователи использовали устройство, чтобы вызвать локальное тепло в руке добровольцев (около 45 градусов по Цельсию). Было обнаружено, что те, кто использовал «дорогой» крем, проявляли большую чувствительность и чувствовали боль с течением времени, в то время как те, кто пробовал «дешевый» крем, почти не сообщали о побочных эффектах.
По словам исследователей, люди ожидают, что дорогой препарат будет более мощным, поэтому он будет иметь больше побочных эффектов, что в конечном итоге создает их умы. И это не просто воображение, а настоящее раздражение или боль.
Функциональная магнитно-томографическая томография (ФМРТ), проведенная в головном и спинном мозге добровольцев, подтвердила, что у тех, кто наносил «точный» крем, на самом деле была более активная нервная активация. Другими словами, они не просто представляли себе боль, они действительно ее чувствовали.
Как сказали исследователи, «ожидания людей влияют на симптомы и реакцию пациентов на лечение» - будь то «пластиго» или «выпивка».
В частности, эффект "гостеприимства" может привести к тому, что некоторые пациенты полностью прекратят лечение, например, не принимают статины для повышения уровня холестерина, потому что их страх побочных эффектов (мышечные боли) часто заставляет их чувствовать такие боли.
С другой стороны, было обнаружено, что из-за «плазмоба» дорогостоящее лекарство часто заставляет людей чувствовать себя лучше, чем намного более дешевая щедрость, хотя они не отличаются по своим ингредиентам.
Все это предполагает, по мнению исследователей, что врачи должны серьезно относиться к психическим ожиданиям своих пациентов при их назначении. Особенно, если пациент боится побочных эффектов лекарств, выбор более дешевого лекарства в его случае будет весьма обнадеживающим.
Смотрите также это:
Посмотрите, что эффект плацебо (видео)
Препараты плацебо: «психологический» эффект может быть столь же сильным, как активное вещество