Розы, цветы миндаля и тутовые ягоды – Персидские сады

Розы, цветы миндаля и тутовые ягоды – Персидские сады
Розы, цветы миндаля и тутовые ягоды – Персидские сады

В древней Персидской империи сады были воплощением жизни и выживания. Адски жаркое лето сменялось холодной зимой, ядром Персии были пустыни и опустыненные степи. Ранние сады представляли собой оазисы в пустыне, защищенные стенами от песчаных бурь и диких животных, они были сформированы деревьями и водой, более ценными, чем золото, как защита от жары. В садах иранцы выращивают лекарственные растения и еду, наслаждаются цветами и тенью деревьев, отдыхают и успокаивают душу.

Райский сад

Сады выражают связь между природой и культурой. В греческом тексте Библии Эдемский сад упоминается как Paradeisos. В персидской литературе сад означает «pardis». «Паридайза» обозначает благоухающее и светящееся место, населенное ангельскими существами. Предположительно, под «раем» в древнем Иране подразумевались не собственно сады, а этот духовный «Сад ангелов».

изображение
изображение

В древней Персидской империи сады были воплощением жизни и выживания. Ранние сады представляли собой оазисы в пустыне, поскольку тени и воды в противном случае было мало.

Когда мусульмане захватили Персию в 7 веке, они также представили свою интерпретацию рая Ирану. В Коране сказано: «В нем есть реки с водой, которая не портится, и реки с молоком, вкус которых не меняется, и реки с вином, вкусным для пьющего; и потоки осветленного меда; и в них всякие плоды и прощение пред Господом. Так что исламский рай тоже напоминал идеальный сад, а мусульмане видели в садах Персии символ рек Рая.

Земля, Вода, Ветер и Огонь

Древнеперсидские ритуалы почитали растения природы - эти ритуалы также были ранней формой науки. Элементы персидского сада имеют глубокие корни, и каждый из них присутствует в структуре сада: земля, вода, ветер и огонь.

Древнеперсидская философия не была враждебна природе, но почитать природу означало возделывать ее - сады и есть такая окультуренная природа и играли важную роль в жизни иранцев. Древние персы считали, что «дикая природа» требует более высокого порядка, что нашло отражение, среди прочего, в прямоугольных бассейнах садов.

Надежное место

Старые описания говорят о благоухающих цветах, пении птиц и пышной зелени. Для обитателей пустынь и степей сады были местом безопасности, безопасности и покоя.

Тюльпаны, розы и цветы миндаля

Иранцы очень преуспели в выращивании растений: например, тюльпаны и розы как культурные формы происходят из Персии. Миндальные и фиговые деревья, маслины, фисташки и сосны, кедры, грецкие орехи и лавровые деревья предлагали не только пищу, но и тень и «душевную пищу». Прогулка по персидским садам во время цветения миндаля - это непревзойденное чувственное приключение.

Разнообразная природа

Современный Иран и древняя Персия охватывают разнообразные флористические регионы от гор Загрос и Альборз до влажного Каспийского моря, жарких пустынь в центральном Иране и субтропических речных лесов на юго-западе и юго-востоке.

Флора Ирана

В Иране произрастает более 8000 видов растений, и каждый пятый из них является эндемиком. Север когда-то характеризовался могучими горами, девственными лесами и озерами, юг - сухой и очень жаркий - Персидский залив находится на той же широте, что и Сахара.

Некоторые растения севера известны нам из Европы, хотя и в разных видах или подвидах. К ним относятся горечавки и подснежники, пихты и ели. Полоса суши на Каспийском море имеет ширину не более 60 километров и выпадает в четыре раза больше осадков, чем в Центральной Европе. Дождевые массы не могут пересечь горы, поэтому во внутренних районах страны выпадает очень мало осадков. Пышные кустарниковые леса распространяются вдоль Каспийского моря. Иранцы называют их Джангал, от которых произошли слова джунгли и джунгли. Также здесь растут дикий инжир, папоротники и вьющиеся растения. В иранских горах ниже линии деревьев широко распространены фисташки и горный миндаль.

Сегодня леса покрывают только десять процентов территории страны, и только один процент из них нетронутый. Дубы, клены, грабы и тамариски растут в таких горах, как Загрос, Эльбурс и Кавказ. Вяз, бук, тополь, ива, железное дерево и каштановый дуб процветают в очень немногих заболоченных и прибрежных лесах. Кипарисы также растут в некоторых местах. Не только климат, но и культура, политика и безопасность сыграли роль в появлении персидских садов. Руководствуясь жизненной философией, садовые архитекторы создали пространства, в которых использовалась сила природы.

Тамариск и шелковые деревья

Тамариск хорошо приспособлен к засушливому климату и процветает даже на краю пустыни Дешт-е-Кавир. Они выдерживают песчаные бури благодаря своим длинным корням и используют грунтовые воды, даже растущие на соленой почве.

Шелковое дерево также называют спящим деревом, потому что оно складывает листья, когда сухо. У него широкая крона, плоды желто-коричневые, длиной до двенадцати сантиметров с до двенадцати семенами. Он распространен от Ирана до Китая и уже давно украшает парки в Европе и США.

изображение
изображение

Тамариск хорошо приспособлен к засушливому климату и процветает даже на краю пустыни Дешт-е-Кавир. Они выдерживают песчаные бури благодаря своим длинным корням и используют грунтовые воды, даже растущие на соленой почве.

любисток

Любисток, также известный как трава магги, также растет в Иране. Ароматизированный сельдереем, он используется в персидской медицине для стимуляции мочеиспускания и снятия спазмов, а также для облегчения запоров и метеоризма.

Вода - источник сада

Четыре элемента - земля, вода, растения и пространство - принадлежат иранскому саду. Вода является наиболее важной и стала центральным элементом дизайна сада. Дерево у реки - самый популярный предмет искусства в этой засушливой стране. Без воды иранской садовой архитектуры не бывает - ведь пейзаж без воды - это не сад в культурном понимании. Когда иранцы отправляются «в природу», им никогда не придет в голову использовать это слово для описания пустыни, но красивая природа - это зелень и вода.

Фонтаны и каналы

Вода в персидских садах используется по-разному, например, в виде фонтанов, водопадов, каналов или бассейнов. Говорят, что шум воды привлекает внимание посетителей и успокаивает душу. Планировка садов оказывает непосредственное влияние на психику человека, и исторические архитекторы прекрасно это осознавали. Особенно в пустынях, покрывающих огромные территории Ирана, зеленые сады с искусственными водопадами, миндальными деревьями или павильонами защищают от опасного солнца - практически и символически. Материальная жизнь и духовное воображение не могут быть разделены в культуре персидского сада. Помимо подземных каналов иранцы используют простой прием для полива деревьев в условиях сухого климата. Они сажают деревья в заполненные водой канавы, которые защищают от испарения и поливают корни.

Розы, гранаты и барсуки

Персидские сады разделены водными каналами и упорядочены аллеями и рядами деревьев, таких как кипарис, миндаль, гранат, апельсин, лимон, фисташка или лавр. Также распространены виноградные лозы и розы. Сады обычно скрыты за внешними стенами. Павильоны дают тень, под их крышами иранцы могут есть, собираться и наслаждаться ветром, укрывшись от солнца.

В некоторых исторических садах есть разные павильоны, один из которых прохладен летом, а другой выходит на юг, чтобы согреться зимой. Иранцы используют сады как летние резиденции, поэтому в них строят дома, а дорожки часто украшают лепниной. Иранская специальность - бадгиры или ветряные башни. Они ловят ветер, перенаправляют его и охлаждают дома. Эти «экологические кондиционеры» являются стандартными, особенно в садах в очень жарких районах, таких как Йезд и Шираз.

изображение
изображение

Иранская специальность - бардгиры или ветряные башни. Они ловят ветер, перенаправляют его и охлаждают дома. Их обычно можно увидеть в очень жарких районах, таких как Йезд и Шираз.

Азия и Европа, Зороастр и Ислам

Выбор растений для персидских садов основан на сенсорной стимуляции: листва деревьев и кустов находится на заднем плане, а ароматические растения стимулируют обоняние. Широкие просторы зеленой травы и взрослых деревьев, отбрасывающих глубокие тени, определяют границы и вдохновляют на расслабление, самосознание и снятие стресса.

Принципы древних зороастрийских садов сохранились до наших дней в иранских садовых конструкциях, но на протяжении веков добавлялись и другие элементы: исламское искусство изменило форму садов в Тебризе, например, в Средневековье и влияние европейских стилей в наше время формируют дизайн, который посетители видят, в частности, в парках династии Пехлеви в северном Тегеране.

Внутри и снаружи

В Иране арки часто отделяют сады внутреннего двора от внешних садов. Внутренние сады символизируют внутренний мир, внешние - внешний мир. Во внешние сады часто можно свободно попасть, а во внутренние нет, а арки можно закрыть воротами. Эти сады в основном используются для отдыха и расслабления, в то время как внешние сады также используются для поддержания социальных отношений: то, что паб для британцев и паб для немцев, общественный сад для иранцев.

Релаксация и религия

Идеальная паридайза, основанная на земле, воде, земле и ветре, имеет не только символическое значение, но и практическое как место для отдыха и получения новой энергии для повседневной жизни. Он сочетает красоту цветов с питанием всех фруктов региона, создавая «микроэкосистему», независимую от неконтролируемой природы. Персидский «рай» - это место, где фрукты и овощи обеспечивают питание круглый год, где деревья дают тень жарким летом, а ветряные башни обеспечивают мягкий климат в стенах сада.

Королевский сад

Самым ранним из сохранившихся физических проявлений этих древних садов в Иране является Сад Кира Великого (558-530 гг. до н.э.) в Пасаргаде. Он основан на зороастрийском разделении вселенной на четыре царства, четыре времени года и четыре элемента: воду, ветер, землю и огонь. Пасаргады были первой столицей империи Ахеменидов. Особый интерес для историков сада представляют прямоугольные узоры водотоков, выложенные из камня. Этот тип сада был известен Ахеменидам как чахарбаг (четыре сада). В более поздние времена нет никаких доказательств этого обозначения.

Пасаргады, лучше всего сохранившийся след ахеменидского города-сада, простирались на обширной территории и были разделены на четыре части, сочлененные двумя основными водотоками. Пасаргады состояли из дворцов и садов, построенных на укрепленных террасах, и стали образцом для других городов-садов в древней Персидской империи.

Британский археолог Дэвид Стронах реконструировал дворцовый сад в Пасаргадах в 1960-х годах размером 145 на 112,5 метров, окаймленный двумя каналами, ведущими к северной дворцовой стене, и небольшим павильоном на юге. Он догадался, что трон Кира II стоял на оси этого сада. Организация культурного наследия Ирана выявила больше каналов. Осталось лишь несколько реликвий павильона.

Сегодня от сада в Пасаргадах ничего не осталось, но посетители все еще могут увидеть руины Дворца приемов Кира, Дворцового дворца, Цитадели и Частного дворца, а также участок площадью 300 га. королевского города представить. Лучший способ добраться до Пасаргады - нанять частного водителя из Шираза и совместить посещение с однодневной поездкой в близлежащий Персеполь и гробницу Кира II. Последний тоже в древности был окружен садом из деревьев.

изображение
изображение

Из сада в Пасаргадах видны только руины приемного дворца Кира. Однако посетители могут примерно представить размеры королевского города площадью 300 гектаров.

Небо в жару

Pasargadae находится в 130 километрах от крупного города Шираза. В то время как Пасаргады были заброшены с древних времен, Шираз превратился в современную столицу иранской провинции Фарс. Фарс был ядром древней Персии, и название Персия происходит от Фарса. Летом здесь очень высокая температура, но река Кушка питала цивилизации на протяжении тысячелетий. Богатое культурное наследие включает в себя ряд исторических садов, одним из которых является Эрампарк. Персидское слово «Эрам» встречается в арабском языке как «Ирам» в Коране и означает «небеса». Райский сад расположен недалеко от берега реки Кушк, первоначально к северо-западу от города, но теперь в центре разросшегося города.

Точная дата основания неизвестна, но исторические свидетельства показывают, что сад был создан в период сельджуков (11-14 вв. н.э.), во время правления Ахмада Санджара. При династии Занд (1750-1794) короли обновили его. Позже вождь племени кашкаев Мохаммед Коли Хан посадил множество кипарисов, сосен, апельсинов и хурмы. Мирза Хассан Али Хан Насир аль-Молк купил Баг-э-Эрам у Кашкаев и начал строительство павильона, который существует до сих пор.

Правительство Ирана подарило сад Ширазскому университету в 1963 году и превратило его в ботанический сад с разнообразными видами растений со всего мира. Сад Эрам внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2011 года - как символ персидских садов. Теперь он привлекает посетителей всех возрастов не только своей исторической самобытностью, но и своей красотой и важностью как центра ботанических исследований. Расположенный в самом сердце Шираза, он легко доступен для посетителей.

Исфахан - жемчужина Востока

Исфахан, город кобальтово-синего цвета, был известен в период раннего Нового времени как жемчужина среди мегаполисов Востока и до сих пор остается таковым. В то время как Пасаргады представляли собой древнюю резиденцию, а небесный сад восходит к средневековью, сад-павильон Четель Сутун в Исфахане возвращает нас к раннему современному периоду. Дворец был завершен в 1674 году, а новые площади застраивались до второй половины 20 века. Это дворцовый сад. В самом дворце много фресок и расписной керамики, некоторые из которых изображают исторические сцены и выставлены в музее в западной части парка.

Сад Сефевидов простирается на более чем 60 000 квадратных метров с главными осями с запада на восток, обсаженными платанами. Четель Сутун означает сорок столбов, двадцать из которых сохранились до наших дней, обрамляя бассейн с водой.

изображение
изображение

Сад павильона Четель Сутун в Исфахане перенесет вас в ранний современный период. Строительство дворца было завершено в 1674 году, а новые площади застраивались до второй половины 20 века.

Миндаль, вишня и кипарисы

Сефевидский шах Аббас Я заложил Финский сад в Кашане. При правителе кваджара Фат Али Шахе королевская семья расширила парк. Финский сад - один из девяти садов в Иране со статусом Всемирного наследия «Персидский сад». Он занимает всего 2,3 га с главным двором, окаймленным четырьмя круглыми башнями. В стенах есть многочисленные фонтаны, питаемые естественным источником, источником Сулеймания. Техническая сложность водохранилища и постоянная подача воды делают насосную систему ненужной.

Кипарисам в саду около 500 лет, а парк славится ароматом цветов многих апельсиновых деревьев. Другими садовыми растениями являются розовые кусты, лилии, жасмин, нарциссы и тюльпаны, которые определяют линии дизайна сада. Есть также яблоки, миндаль, вишня и сливы.

Лесной сад

Этот сад расположен на холмах гор Альборс на юго-востоке Бешара посреди леса и также имеет звание Всемирного наследия. Это один из самых известных садов Ирана за пределами пустыни, в нем есть озеро, водохранилище, цветочный сад, баня, ветряная мельница и две кирпичные башни. Одно только озеро 10 га

Сад принца

Shazdeh означает принц, и этот современный сад принца расположен недалеко от Махана в Кермане на юге Ирана. Он происходит из династии Каджаров (1799-1925). Уникальный в этом пустынном регионе, он предлагает оазис с необычными зданиями, садом и подземной ирригационной системой. Этот сад является прекрасным примером персидского сада, адаптированного к засушливому климату. Он прямоугольный, 12 акров, обнесен стеной.

В нем находится двухэтажное здание, второй этаж которого служил резиденцией Каджаров. Садовые домики включают главный летний домик. Хасан Каджар Сардари Иравани заложил сад примерно в 1850 году, а Абдолхамид Мирза Насеродоллеханд расширил его примерно в 1870 году. Сад состоит из нескольких сосен, кедров и фруктовых деревьев, которые пользуются подземными водными каналами.

Пустынные сады

Йазд, один из старейших непрерывно населенных городов мира, также является одним из самых жарких и известен в Иране как «Невеста пустыни», оазис в глуши. Сад Даулатабад - еще один персидский сад в Списке всемирного наследия. Мохаммад Таги-хан построил его в 1746 году. Он включает в себя бесчисленные сосны, кипарисы и фруктовые деревья, а также розы и виноградные лозы, распространяющие повсюду свой аромат. Гарем построен таким образом, что его архитектура отражается в воде. Восьмиугольный Бадгир в Доулатабаде - самый большой веер в мире высотой 33 м. Такие ветряные башни произошли от знаний жителей пустыни и распространились от южного Ирана до Египта в период Аббасидов. Доулатабад был государственным садом и использовался для официальных церемоний и городской политики.

В провинции Йезд находится еще один важный сад, парк Пахлаван Пур, который также является объектом Всемирного наследия. Он особенно известен своими огромными деревьями, историческим летним домом, зимними помещениями, общественной баней и кухней.

Абрикосы, инжир и гранаты

Сад в Бирджанде занимает площадь 45 069 квадратных метров и был создан в период между поздней династией Занд и ранним периодом Каджаров. Здание архитектора Шоката Аль-Молка сияет деревянными украшениями, цветным стеклом, арабесками и геометрическим орнаментом. Этот сад также находится в списке Всемирного наследия с 2011 года. Комплекс состоит из двух садов, северный из которых больше, а дом Шокат аль-Молк стоит в южном. Большой сад определяется квадратом с водоемом. Дорожная сеть из сосен соединяет две части строения.

В саду представлена впечатляющая коллекция иранских деревьев, таких как кедр, кипарис, можжевельник, фисташка, гранат, инжир, черный инжир, персик, абрикос, шелковица и груша, а также ряд роз, таких как как дамасская роза и амарант. Оба сада питаются подземными водными каналами, называемыми канатами. (Доктор Утц Анхальт)