
Обучение путешествию - это процесс обучения самостоятельному перемещению из одного места в другое. Для людей с аутизмом обучение путешествиям крайне важно: это ключ к самостоятельной жизни.
Но в зависимости от вашего местонахождения и доступных программ и ресурсов ребенок с аутизмом может стать взрослым, не имея четкого представления о том, как ориентироваться или пользоваться транспортом за пределами своего дома и школы.
Во многих случаях родители или опекуны обеспечивают львиную долю подготовки к путешествию, когда ребенок становится достаточно взрослым, чтобы нуждаться в транспорте на работу, дневные программы или общественные мероприятия. В этой статье вы узнаете, кто должен проходить обучение по путешествиям, общие советы, а также советы и ресурсы для конкретных видов путешествий.
Кто должен пройти обучение путешествиям
Не все взрослые с аутизмом могут путешествовать самостоятельно. Те, кто может путешествовать самостоятельно, могут не иметь возможности водить машину самостоятельно. Но для тех, кто способен ходить пешком, пользоваться общественным транспортом или водить машину, обучение путешествиям может привести к большей уверенности в себе, гибкости и независимости.
Чтобы успешно путешествовать самостоятельно, аутичный человек должен, как минимум, уметь:
- Эффективно сообщать о своих желаниях и потребностях
- Управлять своими эмоциями в сложной ситуации
- Следуйте правилам и положениям при предварительном просмотре этих правил
- Отвечайте на неожиданные вопросы незнакомцев
- При необходимости обратитесь за помощью, используя мобильный телефон или общаясь с незнакомыми людьми
- Справляться с шумом, запахами и другими сенсорными ощущениями, которые являются частью выбранной ими среды и вида транспорта
Конечно, вашему аутичному близкому человеку также придется ориентироваться в таких ситуациях, как следование расписанию и оплата проезда, но с этими проблемами можно эффективно справиться с помощью приложений, будильников и других инструментов.
Общие советы по обучению в путешествии
Разные виды путешествий таят в себе разные проблемы и возможности. Возможно, наименее сложной задачей является простая прогулка из одного близлежащего места в другое. Но одни и те же проблемы и советы применимы к любому виду путешествий. Эти общие советы - отличное место для начала:
- Прежде чем отправить ребенка с аутизмом в мир, познакомьте его с местной полицией. Предоставьте полиции фотографию и любую важную информацию, которая может им понадобиться, если что-то случится. Рассмотрите возможность предоставления близкому человеку идентификатора, который включает имя, адрес, контактную информацию и диагностическую информацию. Они могут никогда не использовать карту, но это гарантия безопасности.
- Предварительный просмотр маршрута. Куда бы вы ни отправились, потратьте некоторое время на изучение маршрута. Вам нужно будет переходить улицу на светофор? Вам нужно будет общаться с кем-то, например, с водителем автобуса? Чем больше вы знаете заранее, тем легче будет помочь близкому человеку с аутизмом.
- Продумайте потенциальные проблемы и найдите решения методом мозгового штурма. Например, если ваш близкий человек с аутизмом не умеет определять время, не могли бы вы поставить будильник, чтобы помочь ему вовремя подготовиться к транспортировке?
- Создайте (или найдите) социальную историю. Социальные истории - это простые иллюстрированные истории, в которых анонсируется запланированное событие или задача. Более продвинутые социальные истории предоставляют варианты на случай неожиданных изменений. Например: «Если автобус не придет к 10:45, я могу позвонить домой и попросить о помощи». Кроме того, вы можете посмотреть видеоролики, в которых показан общий процесс (например) посадки на автобус или посадки на самолет.
- Занимайтесь так часто, как это необходимо. Работайте со своим любимым человеком (или его помощником, если он у него есть), чтобы путешествовать по маршруту вместе так часто, как это необходимо, чтобы помочь ему чувствовать себя комфортно в процессе и в людях. Потренируйтесь справляться с обычными проблемами (например, автобус опаздывает) или чрезвычайными ситуациями (самолет отменили). Всегда предоставьте любимому человеку «План Б» на случай возникновения проблем.
- Используйте ролевую игру, чтобы спланировать ожидаемые трудности. Представьте, что вы водитель автобуса, который просит плату за проезд, регулировщик на перекрестке говорит: «Подожди, пока проедут машины» и т. д. Задайте типичные вопросы своим близким («Вы здесь выходите?») и попросите их попрактиковаться в типичных вопросах («Когда прибудет поезд?»).
- Не торопитесь. Прежде чем отправить любимого человека в одиночку, дайте ему возможность взять на себя инициативу. Поддержите их, когда они обдумывают процесс ухода вовремя, использования транспорта и прибытия в пункт назначения. Затем встретите их в пункте назначения. Делайте это столько раз, сколько необходимо.
Групповое и индивидуальное обучение путешествиям
Обучение путешествию часто предлагается школами и программами для взрослых с ограниченными возможностями. Конечно, такое обучение предлагается в групповых ситуациях: учащиеся вместе решают проблемы и преодолевают трудности при поддержке сотрудника.
Помните, что групповое обучение путешествиям - это не то же самое, что индивидуальное обучение. В группах всегда есть вероятность, что кто-то, кроме любимого человека, возьмет на себя инициативу, даст направление или, как вариант, создаст проблемы. Хотя групповое обучение может быть ценным, оно не может заменить индивидуальное обучение.
Безопасность превыше всего
Нет ничего важнее для благополучия вашего близкого, чем безопасность. Однако самостоятельные путешествия по самой своей природе сопряжены с риском. Когда вы думаете о способностях и потребностях вашего близкого человека, обычно лучше ошибиться в сторону безопасности, особенно если ваш любимый человек:
- Плохо реагирует на изменения графика, маршрута, водителя и т.д.
- Испытывает трудности в общении с незнакомцами или в вопросах/ответах
- Возможно неожиданное поведение при тревоге или стрессе
- Особенно уязвим к негативному поведению, такому как издевательства, мошенничество и т. д. (Все мы в той или иной степени уязвимы, но если вашего близкого человека легко подвести или расстроить, опасность возрастает.)
Прежде чем ваш ребенок отправится в самостоятельное путешествие, ознакомьтесь с правилами техники безопасности. А именно:
- Позвонить родителю, опекуну или другому известному взрослому за помощью
- Обращение за помощью к властям, например, к водителю автобуса
- Как справиться с опозданием на автобус, поезд и т. д.
- Взаимодействие с авторитетной фигурой, такой как служба безопасности или полицейский
- Исследования показывают, что темнокожие и коричневые люди с инвалидностью чаще подвергаются насилию со стороны полиции
Советы и ресурсы для конкретных видов путешествий
Большинство людей с аутизмом могут и должны иметь возможность самостоятельно ходить по окрестностям или в продуктовый магазин. Многие могут пользоваться общественным транспортом, включая автобусы, поезда и самолеты, при соответствующей поддержке. Существуют также организации поддержки, которые могут помочь в путешествии по воздуху, морю и совместном использовании автомобилей.
Однако только ограниченное число людей с аутизмом может безопасно водить машину. Это не потому, что взрослые с аутизмом не могут освоить физический процесс вождения (многие могут), а потому, что безопасное вождение требует способности «читать мысли» других водителей, которые могут вести машину хаотично, тормозить или иным образом создавать опасность.
Путешествие на автобусе и поезде
Как автобусы, так и поезда созданы для предоставления льготных поездок людям с ограниченными возможностями, поэтому стоит зарегистрироваться и подписаться на местные скидки. Путешествие на автобусе или поезде может быть лучшим вариантом для вашего близкого, но это может быть сложно.
В некоторых случаях вашему близкому человеку, возможно, придется переключаться с одного маршрута на другой, чтобы добраться до места назначения. Если они опаздывают, им, возможно, придется читать расписание, чтобы найти следующий автобус или поезд. Плохая погода может привести к опозданиям автобусов и поездов, а стыковки могут быть пропущены. Эти проблемы не являются незначительными.
Если ваш близкий планирует пользоваться автобусным и/или железнодорожным транспортом, вы можете воспользоваться программами обучения групповым поездкам, которые сосредоточены на местных навыках. Кроме того, вы захотите обучать навыкам в безопасной обстановке и медленно продвигаться к независимости.
Эти советы могут помочь:
- Начните с изучения местных транспортных систем, чтобы знать маршруты, варианты и доступные услуги для инвалидов.
- Если есть службы помощи инвалидам, которые могут помочь вашему близкому, и ваш близкий хочет ими воспользоваться, то воспользуйтесь ими.
- Если вашему близкому человеку нужно выучить конкретный маршрут, пройдите его сами заранее в хорошую и плохую погоду. Делайте фотографии по пути и подумайте о том, чтобы снять видео процесса.
- Используйте изображения, чтобы создать сдержанный флипбук с социальными историями, с которым может ознакомиться ваш любимый человек; пройти через это несколько раз с любимым человеком. Используйте видео, чтобы показать и обсудить процесс.
- Прокатитесь с любимым человеком несколько раз по маршруту. Затем встретите их в пункте назначения, когда они будут готовы ехать одни.
- Если вы предвидите плохую погоду, задержки и т. д., потренируйтесь работать с любимым человеком. Позвольте любимому человеку взять на себя инициативу в управлении и решении проблем, чтобы он знал, что делать, когда придет время.
- Убедитесь, что ваш любимый человек знает, как и когда связаться с вами в случае возникновения проблемы. Автобусы и поезда могут быть отменены или изменены, могут произойти несчастные случаи и т. д., и у вашего близкого человека должен быть простой «План Б», которому он может следовать в случае необходимости.
Путешествие по воздуху
Путешествие по воздуху, как ни странно, может быть гораздо менее сложным, чем путешествие на автобусе или поезде, особенно если путешествие не требует пересадок. Кроме того, существуют такие группы, как Wings for Autism, которые работают с аэропортами и авиакомпаниями, чтобы обеспечить доступность.
Конечно, ваш любимый человек должен быть в состоянии сидеть в течение необходимого периода времени, общаться устно и вести простые беседы с окружающими людьми.
Эти советы могут быть полезны:
- Заранее свяжитесь с авиакомпанией и аэропортом и убедитесь, что вы знаете, какие варианты размещения доступны для человека с аутизмом. Часто они могут получить привилегированный статус с точки зрения линии безопасности, посадки и поддержки во время полета.
- Спросите, можете ли вы назначить время, чтобы отвезти любимого человека в аэропорт и пройти «пробный прогон» через службу безопасности. Аэропорт может разрешить это, и/или они могут работать с группами, которые предоставляют такой опыт. Wings for Autism проводит мероприятия, в ходе которых пассажиры с ограниченными возможностями проходят весь путь от аэропорта до самолета.
- В большинстве случаев лицо, осуществляющее уход, может сопровождать человека с ограниченными возможностями до выхода на посадку, также возможно, что другой человек встретит путешественника у выхода на посадку. Просто спросите заранее. Это означает, что работа вашего близкого буквально сводится к тому, чтобы сесть в самолет, перекусить и покинуть самолет.
- Если вашего близкого это устраивает, сообщите сотруднику TSA на линии безопасности, что у вашего близкого человека инвалидность. Офицеры TSA тщательно обучены справляться со сложными ситуациями и приложат все усилия, чтобы сгладить ситуацию.
- Убедитесь, что ваш любимый человек понимает правила и ожидаемое поведение на борту самолета. Например, они должны понимать, что никогда не должны оставлять свои сумки без присмотра, что они должны следовать всем инструкциям, данным на борту самолета, и что разговор с соседом должен быть дружеским, но не интимным.
- По возможности хотя бы раз пролетите запланированный маршрут вместе с любимым человеком. Делайте фотографии и снимайте видео, чтобы помочь близкому точно помнить, чего ожидать.
Попутчики
Несмотря на то, что во многих небольших городах сложно найти такси, сервисы по доставке пассажиров, такие как Uber и Lyft, есть почти везде. Они могут обеспечить независимый транспорт за определенную плату, а приложения делают процесс практически беспроблемным.
Райдшеринг может быть идеальным способом добраться до работы и обратно в полусельской местности. В некоторых случаях можно найти финансирование для пользователя Uber или Lyft с ограниченными возможностями через сервисы для взрослых.
Как и в любом другом самостоятельном путешествии, совместное использование сопряжено с определенными рисками. Однако многие из них были устранены за счет добавления четких функций безопасности:
- Водителям с аутизмом не нужно иметь при себе наличные деньги.
- Транзакцию выполняет приложение, поэтому нет необходимости проходить через процесс переговоров, оплаты или управления сдачей.
- В приложении можно отслеживать вашу поездку; еще лучше, можно заранее увидеть фотографию водителя и его учетные данные.
- Родителям или опекунам легко следить за процессом самостоятельного путешествия с помощью своего смартфона.
- Uber будет предлагать поездки для поддержки животных вместе с их владельцами.
Чтобы поддержать совместное использование, обязательно:
- Скачай приложение и пользуйся сервисом самостоятельно, чтобы знать, чего ожидать.
- Помогите любимому человеку загрузить приложение, загрузить кредитную карту и вызвать водителя.
- Поезжайте с любимым человеком, пока он не освоится в процессе.
- Встретьтесь с любимым человеком в конце его первых нескольких самостоятельных поездок.
- Используйте доступные функции, чтобы отслеживать поездки любимого человека. Если возникнет проблема, вы сможете вмешаться или подбодрить ее по мере необходимости. (Пробки и новые водители могут вызывать беспокойство, хотя на самом деле они не опасны.)
Вождение
Вождение автомобиля, пожалуй, самый сложный вид самостоятельного передвижения для людей с аутизмом. Это требует понимания технических деталей и правил. Но это также - и что более важно - требует способности обходить правила, когда это необходимо.
Водители должны угадывать, что будут делать другие водители, наблюдать за пешеходами и животными и реагировать соответствующим образом. В случае аварии им, скорее всего, придется взаимодействовать с полицией.
Если ваш любимый человек действительно хочет водить машину, и вы считаете, что он обладает необходимыми интеллектуальными, эмоциональными и социальными навыками:
- Пройдите обучение в аккредитованной школе обучения вождению.
- Заранее свяжитесь со школой и убедитесь, что у инструктора есть опыт работы с учащимися с аутизмом.
- Помогите близкому человеку понять трудности и разыграйте потенциально трудные ситуации по ролям.
- Как и в любой независимой ситуации, убедитесь, что ваш близкий человек знает, к кому обращаться в чрезвычайной ситуации, как справляться с обычными проблемами (заправить бензобак, справиться с поломкой, избежать попутчиков и т. д.) и как взаимодействовать должным образом с другими в случае аварии.
Обзор
Люди с аутизмом могут получить пользу от обучения путешествиям, чтобы они могли путешествовать самостоятельно. Способ передвижения будет зависеть от способностей человека. Некоторые проблемы являются общими для всех способов передвижения, в то время как есть определенные проблемы и преимущества для поездок на автобусе или поезде, совместных поездок, авиаперелетов и вождения.