«Всегда и везде есть чудаки» - Том Финн о фэнтези и псевдомедицине

«Всегда и везде есть чудаки» - Том Финн о фэнтези и псевдомедицине
«Всегда и везде есть чудаки» - Том Финн о фэнтези и псевдомедицине

Ангелов, духов и демонов, магии и мистики можно найти в книжных магазинах по двум направлениям: фантастика и эзотерика. Последние некоторые путают с натуропатией, хотя речь идет не о природе и не о лечении. Том Финн - автор фэнтези и одновременно критик гомеопатии, псевдомедицины и эзотерики. доктор Утц Ангальт взял у него интервью о разнице между художественной литературой и эзотерическими доктринами спасения.

Том, вы сценарист, писатель, драматург и драматург. Вы также были главным редактором журнала Nautilus-Magazine for Adventure & Fantasy. Другими словами, вы отработали технику и мастерство художественной литературы. На что должен обращать внимание автор, чтобы заинтересовать читателей?

Он должен прежде всего видеть себя хорошим рассказчиком и хорошим артистом. Это включает в себя разжигание интереса читателя к каждой сцене, к каждой главе.

изображение
изображение

Переходы между фантастическими мирами и некоторыми терапевтическими приложениями кажутся плавными. В интервью автор Томас Финн обсуждает возможную связь между предпочтением фэнтези-литературы и открытостью для таких приложений.

В фантастическом сеттинге, как правило, есть три способа разрешить его: Объяснение Сверхъестественное, т.е. рациональное объяснение в конце того, что предположительно является сверхъестественным. Вы выбираете их в «Темном лесу». Приведя немецкое вторжение в Норвегию во Второй Мировой, берсерков викингов и мифы о троллях, приходишь к рациональному выводу.

Классическая фантастическая история также может оставаться открытой. В конце концов, ни читатель, ни главный герой не знают, действительно ли большие глаза за окном ночью принадлежали только коту, и загадочное царапанье начинается сначала.

Или автор выбирает фантастическое развитие, как вы сделали в Водолее. Русалки, единороги и драконы действительно существуют. На что вы обращаете внимание, чтобы даже фантастический сюжет казался правдоподобным, т.е. логичным сам по себе?

Прежде всего: оба способа работают. И в обоих случаях вам просто нужна увлекательная идея, которая подходит к соответствующей истории. Вспомните «Парк Юрского периода» Ричарда Крайтона. Идея извлечения генов динозавров из крови доисторических и заключенных в янтаре комаров настолько крута, что в сочетании с техникой клонирования этот метод просто требует хорошей истории, не делая ее слишком фантастической. Тема ужасов в «Темном лесу» тоже навеяна броскими образцами для подражания (которые я не буду здесь раскрывать) - только в мире насекомых. Переход к более высокоразвитым существам, таким как люди, становится легким. В «Водолее» я не зря упомянул вполне реальную теорию водяных обезьян, которая предлагала бы возможное объяснение существования сирен и русалок здесь и сейчас. Такие включения делают фантастический триллер - по крайней мере, на мой взгляд - более правдоподобным, потому что приближают историю к реальности. Кроме того, история всегда правдоподобна, если вы позволяете своим персонажам вести себя правдоподобно.

Если вы посмотрите на поклонников гомеопатии, критиков «альтернативной» вакцинации, ангелов-целителей или лозоходцев, вы часто найдете романы Мэрион Зиммер Брэдли или Гарри Поттера в дополнение к учениям о целительстве. Почему это? Разве ты не можешь отличить фантастику от науки?

Это так? Может быть, они просто ценят хорошие истории, как это делают атеисты и ученые? «Гарри Поттер», например, для меня, как для агностика и человека, очень преданного науке, обязателен к прочтению. Это просто история, которая хорошо построена, правдоподобна во многих отношениях и доставляет удовольствие. Вам не нужно быть противником вакцинации или верить в чудодейственную силу сахарных шариков, чтобы насладиться фантастическим. Если бы я это сделал, то по той же логике мне пришлось бы отказаться от компьютерных экшн-шутеров только потому, что многие боевики открыли для себя именно такие игры дома. Однако с такими объяснительными моделями человек слишком упрощает себе задачу. Кстати: клубничное варенье вы найдете и в холодильнике противников вакцинации. Значит ли это, что употребление клубничного варенья делает вас некритичным?

В истории фантастической литературы были писатели, которые верили в своих сверхъестественных персонажей, таких как Алджернон Блэквуд, а также задиры-"умельцы", которые сознательно использовали своих "темных богов" для создания ужасов, но не верил в самих духов или демонов, как Е. П. Лавкрафт. А как насчет фантастических авторов сегодня?

Наверное, всегда и везде есть чудаки и эзотерики. Тот факт, что тот или иной из них тоже пишет, не может быть предотвращен. Во всяком случае, никто из моих знакомых коллег особо не верит в призраков и демонов. Обычно они очень приземленные. О том, что самые успешные представители моего жанра, наоборот, заняты борьбой с самыми настоящими «демонами», можно судить, например, по твиттер-аккаунту J. K. Читайте Роулинг. Простая причина, по которой фантастическое так популярно как элемент повествования, заключается в том, что оно активизирует подсознание во всех нас, а это очень архаично. То, что все говорят вам, что в подвале не прячутся монстры, не означает, что они не могут существовать. Об этом могут рассказать только те, кого не съели.

Были ли у вас случаи с читателями, которые плавно перешли от фэнтези к эзотерическому чтению?

Нет, лично не знаю. Но это не исключает возможности существования таких читателей. Впрочем, наверное, в той же степени, что и те самые ученые читатели, которые читают фантастику чисто для удовольствия. Кстати, самый странный опыт у меня был на Лейпцигской книжной ярмарке в 2004 году. Там, во время чтения перед 100 людьми, у меня выхватила микрофон группа набожных христианок, которые затем произнесли предупредительную речь, направленную на то, чтобы сказать, что вся фантастическая литература - дело рук дьявола. С тех пор я склоняюсь к тому, что читатели фантастики, наоборот, обладают значительно более высоким уровнем абстракции, чем многие другие, извлекающие свои фантастические истории только из книги.

Есть ли связь между бумом эзотерических «семинаров», псевдомедицины и т. д. и одновременным постоянно растущим рынком фэнтезийной литературы?

Страсть к фантастике больше похожа на страсть к хорошей еде, чем к посещению церкви или мечети, даже у так называемых косплееров, которые любят появляться на сценах событий в костюмах своих любимых героев мультфильмов или фильмов. Между ними есть тонкая, но очень существенная разница. Есть ли связь между бумом эзотерических семинаров и рынком фантастической литературы, я не могу сказать. Первое должно быть доказано вообще, то есть: есть ли вообще бум эзотерических семинаров. Я также встречал журналы сцены, в которых предлагались такие семинары, но это не значит, что они привлекали достаточно посетителей, чтобы операторы могли зарабатывать на этом. Так что предложение не следует путать со спросом только потому, что кто-то думает, что может быстро на этом заработать. Точно так же я мог бы также попытаться доказать, что в то же самое время, когда увеличивалось предложение эзотерических семинаров, активность ИГ в Ираке/Сирии также увеличивалась, продажи дизельных автомобилей падали или полярные льды таяли быстрее.

Бум фантастической литературы в Германии был вызван в первую очередь двумя взаимодополняющими эффектами: с одной стороны, продолжавшимся добрых десять лет увлечением серией книг о Гарри Поттере, а с другой стороны, эффектная экранизация, происходящая одновременно с «Властелином колец». В том, что многие люди, независимо от их читательского вкуса, ищут точку опоры в духовности, нет ничего нового. Однако институциональные религии в Германии в целом уже некоторое время находятся в упадке, в результате чего у многих остается духовный разрыв. И некоторые люди заполняют этот пробел, так сказать, конструируя свои личные убеждения. Немного Викки здесь, немного буддизма там - и от христианства, что всегда было вкуснее. Законченный.

Кроме того, многие люди совершенно ошеломлены сегодняшним информационным перегрузом. Они просто уже не могут отличить факты от так называемых «альтернативных фактов» (читай: лжи). Поэтому у многих людей можно наблюдать склонность к простейшим доктринам спасения и построениям мысли из-за комфорта или чрезмерных требований. Это объясняет успех АдГ, а также поставщиков эзотерических семинаров или глобул. Но читают ли эти люди из всех людей еще, особенно такие толстые книги, какие они иногда выпускают, я серьезно сомневаюсь. В конце концов, чтение явно не является одним из их основных навыков.

Как вы относитесь к гомеопатии?

Просто все. Было доказано, что гомеопатия совершенно неэффективна, кроме эффекта плацебо, основана на совершенно бессмысленных предположениях и является просто оскорблением для тех, кто тренирует свой интеллект. Хуже всего то, что медицинские страховые компании - а значит, и все те, кто отвергает ерунду - софинансируют глобулы. И то исключительно из соображений конкуренции. Только в Германии в 2014 году это повлияло на оборот в размере 528 миллионов евро. Если бы гомеопатические средства наконец запретили продавать в аптеках и продавали там, где им и место, а именно на прилавках с конфетами, то безумие, вероятно, быстро утихло бы. Потому что тот факт, что глобулы в настоящее время продаются только в аптеках, непомерно облагораживает глобулы сахара.

Фантастическая литература предназначена исключительно для развлечения или ее можно использовать и в терапевтических целях, например, при тревожных расстройствах?

Ну, последнее не исключаю. По крайней мере, если это история с «фактором хорошего самочувствия». А также любые формы легких и романтических историй. Лучше не забывать, что многие современные фэнтезийные истории довольно жесткие, грязные и кровавые. Так что поменьше «Бесконечной истории» побольше по «Игре престолов» - и особенно последнее чтение, которое я бы не рекомендовал при тревожных расстройствах. Вкратце: фантастика как форма повествования настолько сложна, что нельзя просто свалить этот жанр в одну кучу. Читатели ценят фантастику - как, впрочем, и научную фантастику, - потому что она позволяет создавать новые миры. Х. Г. Уэллс (включая «Войну миров», «Машину времени») и Джин Родденберри (создатель «Звездного пути») также являются писателями-фантастами, и эти двое вдохновили целые поколения ученых.

Вы строго отделяете художественную литературу от реальности или также используете ее, чтобы критически писать об обществе в другом контексте?

Если последнее имеет смысл как часть истории, то я это сделаю. Совсем недавно с «Темным лесом», который, кстати, высмеивает озорство телевизионных реалити-шоу. Отсюда я позволяю себе руководствоваться исключительно требованиями соответствующей истории. Иногда туда укладывается критический подход, иногда просто кажется искусственным - и тогда я его оставляю.

Критик пишет: «Гомеопатия похожа на игры дяди доктора для взрослых - вы получаете «настоящие» лекарства в «настоящих» аптеках с «настоящими» звучащими названиями (даже если, как в игре, это всегда те же сахарные пилюли) и чтобы играть не нужно сначала изучать медицину и заучивать тонны правил игры - нет, все кто верит в игру тоже могут играть - а если захотят изобретать свои правила игры. Каких-либо доказательств смысла продуманных правил игры от игроков, как правило, не требуется - разрешается что угодно»

Вы имеете в виду так называемые фэнтезийные ролевые игры, в которых игроки выступают в роли частных детективов, рыцарей-джедаев или эльфов? В этом случае ответ - нет. Потому что свод правил этих игр часто занимает несколько томов, что исключает произвольное «изобретение» новых правил. И эти правила служат не для самопроверки, а для работы с нарративными ситуациями, которые могут быть разрешены только произвольно через нарратив. Например, удается ли персонажу открыть замок отмычкой, удается ли ему беспрепятственно балансировать на коньке крыши и т. д. Люди, которые думают, что могут ввести свои собственные правила, быстро изолируются. И наоборот, он становится обувью. Настоящая медицина - чтобы иметь возможность так себя называть - должна подчиняться строгим правилам, которые служат доказательством того, что метод терапии работает. В этом отношении каждое средство, которое работает, является настоящим лекарством. Те поставщики лекарств, которые отвергают или отказываются от этого правила - обычно по очень веским причинам - затем называют свои методы «альтернативной медициной». Это тот же принцип, что и с «альтернативными фактами», они также не имеют ничего общего с реальными фактами - и не выдерживают никакой критики.

Имеет ли врач или натуропат такое же право создать воображаемый рассказ о воздействии сахарных шариков, как и вымышленный автор?

Мы живем в свободном обществе. Кто должен этому помешать? Реклама в целом процветает благодаря «рассказыванию историй». Мне это не должно нравиться, но пока вы не можете доказать, что причастные сознательно распространяют настоящую ложь, я должен принять это. Проблема в том, что хороший шаман, конечно же, должен приложить немало усилий, чтобы пробудить в пациенте способности к самоисцелению. Плацебо работают примерно так же. Возможно, будет достаточно, если производители гомеопатических препаратов здесь, как в США, будут вынуждены писать на каждой упаковке, что средство неэффективно.

Некоторые сторонники гомеопатии утверждают, что глобулы по крайней мере не навредят. Верно?

Нет, конечно, это неправда. В больших количествах сами продукты могут только навредить людям с непереносимостью сахара, но реальная опасность, которую они представляют, заключается в другом: а именно, когда они или те, кто их прописывает или использует, гарантируют, что нуждающимся пациентам будет отказано в надлежащем лечении. У нас было это недавно в случае с мальчиком, который умер от инфекции среднего уха, потому что его родители давали ему только глобулы вместо эффективных лекарств. Но и всем остальным гомеопатические средства вредят двумя способами: с одной стороны, они завышают стоимость всех наших страховых взносов, а с другой стороны, усилия гомеопатического лобби подрывают любой научный подход. Но если разум больше не руководит нашими действиями, куда приведет этот образ мышления в социальном плане?

Собеседник:

Томас Финн

Писатель, игра, театр и сценарист