Мазохизм: Когда боль и страдание - выбор в жизни

Мазохизм: Когда боль и страдание - выбор в жизни
Мазохизм: Когда боль и страдание - выбор в жизни

Одним из самых особенных и интересных элементов, с которыми можно столкнуться как с особенностью человеческой натуры, является склонность человека страдать и преследовать «боль» и страдания в своей жизни.

Одним из самых особенных и интересных элементов, с которыми можно столкнуться как с особенностью человеческой натуры, является склонность человека страдать и искать «боль» и страдание в своей жизни. Выбирать ситуации и пути, ведущие к негативным для него последствиям. В деструктивном и саморазрушительном выборе. Конечно, нет ничего более странного и противоречивого для исследователя психологии человека, чем человек, который кажется самому себе врагом.

Как объясняет консультирующий психолог-психотерапевт Ирини Целепи, термин мазохизм хорошо известен и изначально относится к сексуальному выражению и активности, что наводит на мысль о сексуальном возбуждении, вызванном переживанием боли. Эта концепция уже получила свое название от Захер-Мазоха (1). Однако под термином мазохистская (саморазрушающая) личность (саморазрушающее расстройство личности) мы имеем в виду не сексуальное поведение индивидуума, а общее поведение и личность, которые, кажется, сознательно или бессознательно стремятся к переживанию «поражение» и боль, чтобы что-то создать или добиться в жизни. Ведь человек с мазохистскими элементами личности может и не проявлять мазохистских элементов в своем сексуальном поведении. Значительное количество людей с мазохистской (саморазрушающей) личностью описывают спокойное сексуальное поведение и активность.

Зигмунд Фрейд, впервые придавший большое значение сексуальной этиологии большей части человеческого поведения, занимался характерное исследование мазохизма. Он сам ввел понятие морального мазохизма (2), желая указать на различие между сексуальным возбуждением, вызванным переживанием боли, и характером или личностью, сформированными такой психической потребностью.

Таким образом, согласно концепции морального мазохизма, мазохистская личность характеризуется «паттернами страдания, протеста, саморазрушительного и самоуничижительного отношения и бессознательным желанием мучить других через личную боль» (3). Человек чувствует себя недостойным, виноватым и отверженным, и что он заслуживает наказания. Однако важно отметить, что для мазохиста печаль и боль не являются главными элементами, сопровождающими его выбор и поведение… Он просто думает, на сознательном или бессознательном уровне, что, пережив всю эту боль, он будет в состоянии добиться большей пользы для него. Есть более высокая цель, большее благо, к которому он стремится. Существование высшей цели и концепция карральности являются основными характеристиками и основой его самооценки. Чем больше он терпит, тем выше его самооценка, а когда от него требуют взять дело в свои руки, он интерпретирует это как «эгоистичное» или «снисходительное» по отношению к себе и систематически избегает этого.

Градации и оттенки

Это факт, что мы можем идентифицировать многие модели поведения в повседневной жизни людей, которые можно охарактеризовать как мазохистские, поскольку они сопровождаются обреченными на провал решениями и… много страданий, если ничего больше. Можно ли, например, человека, который постоянно совершает промахи, вызывающие различную реакцию у окружающих и вызывающие у него неуважение и почтение, характеризовать как саморазрушающуюся личность? Подобно поведению альтруизма, самопожертвования и самоотречения во имя идеалов и ценностей, оставшихся известными в истории, могут ли они содержать мазохистские элементы личности?

Материнство по природе своей мазохистское

Нэнси Мак-Уильямс обычно утверждает, что «поведение, управляемое моральным мазохизмом, не обязательно является патологическим, даже если в самом узком смысле это поведение самоотречения. Иногда мораль требует, чтобы мы страдали за что-то более ценное, чем наше временное личное облегчение. В этом ключе Хелена Дойч (1944) утверждала, что материнство по природе своей мазохистское. На самом деле большинство млекопитающих ставят благо своего потомства выше личного выживания. Такое поведение может быть «саморазрушительным» для животного, которое его практикует, но не для его детенышей и для выживания вида. Самые похвальные примеры мазохизма обнаруживаются, когда люди рискуют своей жизнью, здоровьем и безопасностью во имя высшего социального блага, такого как сохранение своей культуры или ценностей. Есть люди, такие как Махатма Ганди и Мария Терезия, о которых можно было бы предположить, что они обладают сильными мазохистскими наклонностями, поскольку они проявляли героическую или даже святую преданность делу, выходящему за пределы их собственных возможностей». (3)

Самоповреждение и ощущение боли

Но помимо приведенных выше случаев, термин мазохизм также относится к неморализованным моделям саморазрушения, таким как, например, случаи людей, склонных к несчастным случаям, или людей, которые калечат или причинять себе вред, не характеризуясь суицидальным намерением (3). В этих случаях за саморазрушительным настроем стоит скрытая цель, перед которой физическая боль не так важна. Например, люди, которые причиняют себе вред, обычно описывают то, что они делают со своим телом, и ощущение боли, которое они испытывают, как заставляющее их чувствовать, что они все еще живы. Это чувство настолько важно, что его нельзя сравнивать с «незначительным» страданием физической боли (3).

Как мы видим, таким образом, понятие мазохистской личности имеет существенные градации и нюансы. Мазохизм обнаруживается во многих действиях, которые наносят себе вред, а также во многих клинических случаях, когда необходимо обратиться за психотерапевтической помощью, чтобы начать лучше относиться к себе. Это факт, что при всех психиатрических диагнозах мы сталкиваемся с самоповреждающим и саморазрушающим поведением. Нэнси Маквильямс заключает, что «каждый человек ведет себя мазохистски при определенных обстоятельствах, и часто такое действие приводит к положительному результату. Дети сами узнают, что один из способов привлечь внимание своих опекунов - это создавать себе различные проблемы… Один мой коллега однажды сказал мне, что начал понимать динамику нормального мазохизма, когда его семилетняя дочь, которая рассердилась на него за то, что он не дал ей времени, объявила ему о своем намерении подняться к ней в комнату и уничтожить все ее игрушки» (3), (5), (6).

Официальные диагностические критерии

Диагноз саморазрушающейся личности указан в официальном диагностическом руководстве Американской психиатрической ассоциации, DSM-III-R (1987), в категории личности расстройства, не классифицированные в других диагностических категориях (расстройство личности, не уточненное иначе). Однако он не был официально принят и впоследствии не включен в издание DSM-IV 1994 г. Проблема официального включения и исключения связана с тем, что исторически понятие мазохизма ассоциировалось с женским подчинением и пассивностью. Расстройство стало политически спорным, когда оно было связано с концепцией домашнего насилия, которое, как считалось, совершалось преимущественно мужчинами. Тем не менее ряд исследований показывает, что это расстройство является распространенным явлением и, несмотря на его исключение из DSM-IV в 1994 г., до сих пор широко используется клиническим сообществом в качестве концепции, широко объясняющей многие аспекты человеческого поведения (4). (Диагностическая категория сексуального мазохизма, «причиняющая на клиническом уровне значительный дистресс и пагубное воздействие на социальную, профессиональную или другую важную область функционирования человека», остается в DSM-IV) (7).

Критерии диагностики самодеструктивной личности были предложены следующим образом (7):

A) Повторяющееся и постоянное проявление саморазрушающего поведения, которое начинается во взрослом возрасте и присутствует в различных контекстах функционирования человека. Человек может часто избегать или обесценивать приятные переживания, увлекаться или выбирать ситуации или отношения, в которых он так или иначе будет страдать, и мешать другим помогать ему, о чем свидетельствуют как минимум пять из следующих признаков:

-Выбирает людей и ситуации, которые вызывают такое же чувство разочарования, неудачи или даже плохого обращения, даже когда есть явно лучшие варианты.

-Отвергает или делает неэффективными попытки других помочь ему.

-Когда в его личной жизни происходит позитивное событие (например, успех на работе и т. д.), он реагирует и отвечает депрессией, чувством вины или вообще поведением, причиняющим боль (для например, с аварией).

-Вызывает у других реакцию гнева и отторжения и продолжает чувствовать себя обиженным, побежденным или пристыженным (например, высмеивает своего партнера в общественном месте, вызывая гневную реакцию, и всегда чувствует себя обиженным и опустошенным по его реакции.

- Отвергает возможности, в которых он мог бы испытать удовольствие, или не хочет осознавать или признавать, что он хорошо проводит время и действительно получает удовольствие в конкретной ситуации (несмотря на наличие социальных навыков и способности испытывать удовольствие).

-Он не справляется с задачами, важными в соответствии с критериями и целями, которые он поставил, несмотря на его способность это делать. Например, он может помочь своим сокурсникам написать их работы, но не может написать свою собственную.

- Незаинтересован или пренебрежительно относится к людям, которые хорошо к нему относятся. Например, его не привлекают и не выбирают любовные партнеры, которые заботятся о нем и хорошо к нему относятся.

- Участвует в различных чрезмерных самоотверженных выборах, которые не были запрошены или каким-либо образом навязаны получателями.

B) Важно подчеркнуть, что вышеупомянутое поведение не относится к ситуациям, связанным с реакцией или ожиданием физического, сексуального или психологического насилия.

C) Вышеупомянутое поведение проявляется не только тогда, когда человек находится в депрессии (4).

Причина

Так как формируется саморазрушающаяся личность и сопутствующие ей характеристики. Интересно наблюдать, как человек начинает «сворачивать» на поражение и унижение и, по сути, на курс, противоречащий основному инстинкту жизни…

Согласно психоаналитической теории, бессознательная вина приводит человека к тенденции «страдать» и нуждаться в наказании в своей жизни. Вина побуждает человека выбирать негативных людей и ситуации, чтобы наказать себя. Самонаказание помогает уменьшить чувство вины.

Но естественно возникает вопрос: как взрослеющий маленький ребенок начинает испытывать чувство вины? Теоретические понятия здесь были бы длинными и трудными для понимания, но мы легко можем вспомнить детство и то, как легко можно в этом возрасте почувствовать, что он сделал что-то «плохое» или что он сам «плохой ребенок». Кроме того, дети могут чувствовать вину за свои желания, которые сопровождаются сильными эмоциями, с которыми они не могут легко справиться. И, самое главное, в большинстве случаев дети предпочитают верить, что это они сами виноваты и что они плохие дети, а не другие, которые их не любят.

Многие дети растут в семейной среде, где они каким-то образом узнают, что только через боль и лишения они могут получить внимание и любовь, которых они действительно желают. Например, ребенок растет в семейной среде, в которой ему не хватает внимания и любви, и травматично переживает этот факт. Однако он не совсем потерял надежду на то, что родители его любят. Но, таким образом, он узнаёт, что должен всегда изо всех сил стараться, жертвовать своими личными желаниями и удовольствиями и радоваться не тому, чего хочет он, а тому, чего хотят другие, чтобы сохранить ту любовь, которую с таким трудом завоевали. Потому что именно так он заметил, что его родители мобилизованы и заботятся о нем: когда он уже… несчастен и буквально страдает… Действительно, в некоторых случаях родители могут быть не в состоянии прикрыть своих детей эмоционально, но, когда происходит что-то серьезное к ним, они мобилизованы с тем, как они их поддерживают. Конечно, к тому моменту, когда это происходит, ребенок уже получил посыл, что он должен достаточно страдать и стараться самоотверженно, чтобы завоевать внимание и любовь.

Связанный потенциал также касается случая, когда внимание значимых других выражается только через наказание. Таким образом, ребенок узнает, что единственные моменты взаимодействия и контакта/отношения с важными людьми в его жизни происходят через наказание. Многие случаи жестокого обращения с женщинами относятся к понятию «жесткой любви», которую они терпят и с которой живут. Ведь для ребенка общение и отношения явно важнее стремления к физической безопасности (3).

Наконец, опыт критики, жестокого обращения или жестокого обращения в целом существенно способствует развитию низкой самооценки. Таким образом, растущий ребенок получает сообщение о своей никчемности и, прежде всего, о том, что он не заслуживает уважения и хорошего отношения со стороны окружающих. Если значимые другие в его жизни так относятся к нему, почему бы ему не ожидать такого же поведения и от других? Почему другие должны его любить и уважать?

Страх радости и успеха

Вышеупомянутые состояния постепенно приводят человека к тому, что он начинает отодвигать на второй план свои личные желания и бояться успеха, радости и удовольствия, потому что он считает, что тогда другие его разлюбят и отказаться от него. Таким образом, слабость и подчинение становятся основными условиями, на основе которых формируются отношения с другими и удовлетворение личных потребностей. В этом случае, как только человек чувствует, что дела идут хорошо, или что он добьется чего-то, к чему давно стремился, это сразу же связано с негативными чувствами критики и покинутости со стороны окружающих. И тогда он всегда будет отступать, чтобы саботировать свой личный успех. Ожидание своего успеха по существу создает чувство беспокойства и раздражения, которое он не может вынести. Ему кажется, что он "беспокоит" других и что его успех становится непопулярным.

Примером в этом случае может быть ученица, которая выделяется своей успеваемостью и успехами в учебе, и у которой внезапно наступает нежелательная беременность, из-за которой она отказывается от своей мечты. Благодаря ее выступлениям ее будущее выглядело блестящим, и было очевидно, что вскоре она перейдет в университет и начнет свой собственный путь образования и успеха. Но для нее кажется, что бремя успеха оказалось слишком тяжелым и она сама чувствовала, что он унесет ее от семейного тепла.

Люди действительно могут «изобрести» множество ошибок и неправильных решений, если они не могут вынести вес чужого успеха и ожиданий и хотят идти по пути, который им легче вести и контролировать.

Повторение мазохистской травмы

Этот термин относится к тем случаям, когда человек бессознательно делает выбор, воссоздающий травматический опыт, который он имел в прошлом. Таким образом, он сам вновь переживает травматический опыт, переживая боль и страдание.

Эта динамика вполне характеризует поведение саморазрушающейся личности. Примером здесь могут быть отношения пары, у которых все очень хорошо, но всегда, когда все идет очень хорошо, возникает ситуация, которая приносит конфликт и разрушение их отношений. Многие люди, которые испытали сильное напряжение и конфликты в семейной среде, описывают, как им трудно, наконец, справиться с тем, что «все идет хорошо», и им всегда приходится неосознанно делать что-то, что вызывает напряжение и конфликты. Необходимость воссоздавать травмирующие ситуации, которые человек переживает снова и снова, чтобы иметь возможность психологически совладать с ними, очевидна, но также и трагична.

Уход

В психотерапии лиц с мазохистской (саморазрушающей) личностью важно, в первую очередь, осознавать и тщательно обсуждать повторяющиеся модели мазохистских убеждений. и практики. Например, «что всегда следует извиняться за свои действия», или «что не следует требовать» и т. д. Эти убеждения и установки явно проявляются как в терапии, так и в отношениях с самим терапевтом. Например, клиент может постоянно извиняться, не соглашаться с теми или иными вопросами, но не выражать этого, а также бессознательно создавать напряжение и злость у терапевта, чтобы вызвать вспышку гнева на него.

Самая важная часть психотерапии, однако, состоит в том, чтобы понять, что гнев является естественной реакцией и что человек может выражать свою неудовлетворенность и гнев, не опасаясь «наказания», различными способами (например, оставление, пересмотр и т. д.)..).

Важно, чтобы человек не получал подкрепления за свое самопожертвование и решимость в страданиях и лишениях. Много раз такая личность создавалась из-за того, что сами родители были мазохистами или подкрепляли такое поведение. Например, когда ребенок заботится о своих больных родителях или бабушках и дедушках и жертвует ради этого радостями своего возраста… Если близкие люди вокруг него начинают восхищаться им за это и какой он хороший ребенок, что мужественно переносит свои страдания, тогда это также способ укрепить саморазрушающуюся личность.

В психотерапии с людьми с мазохистской личностью важно, чтобы сам психотерапевт не попадался в ловушки мазохистского поведения и показывал своим способом, что он боится самоутвердиться. Не играть роль спасителя и страдать, чтобы спасти других. Отношение терапевтического прощения и самопожертвования не помогает. Вместо этого, таким образом, пациенты чувствуют себя виноватыми и недостойными улучшения (3).

Наконец, очень важно не использовать выражения сочувствия к пациентам-мазохистам. Для человека с мазохистскими элементами личности очень важно научиться выражать свой гнев и не бояться просить об удовлетворении своих желаний, не чувствуя, что для этого нужно вызывать сострадание и жалость к себе. Очень важно, чтобы он узнал, что есть другие способы получать радость и удовольствие от жизни и что он может позаботиться о себе, не чувствуя себя виноватым.

Ирини Целепи, психолог-психотерапевт-консультант, доцент, магистр наук, Городской университет, Лондон

Список используемой литературы

1. Крафт-Эбинг Р. (1900). Сексуальная психопатия (Ф. Дж. Ребман, пер.). Нью-Йорк: Книжная компания врачей и хирургов, 1935.

2. Фрейд С. (1924). Экономическая проблема в мазохизме. Стандартное издание, 19, 159-170.

3. Нэнси Мак Уильямс (2000), Психоаналитический диагноз, Греческие письма редактора, Афины.

4.

5. Зальцман Л. (1960). Мазохизм и психопатия как адаптивное поведение. Журнал индивидуальной психологии, 16, 182-188.

6. Баумайстер РФ (1989). Мазохизм и самость. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

7. ДСМ-IV (1994). Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. Американская психиатрическая ассоциация, Вашингтон, округ Колумбия.

8. Йоэль Инбар (Тилбургский университет), Дэвид А. Писарро и Томас Гилович (Корнельский университет), Дэн Ариели (Университет Дьюка) (2013). Моральный мазохизм: о связи между виной и самонаказанием. Эмоции (Американская психологическая ассоциация), том. 13, нет. 1, 14-18.

9. Кац, Анита В. (1990). Парадоксы мазохизма. Психоаналитическая психология, том 7 (2), 225-241.