Психосоциальное развитие описывает, как развивается личность человека и как приобретаются социальные навыки с младенчества до взрослой жизни. В 1950-х годах психолог Эрик Эриксон опубликовал свою теорию о восьми стадиях психосоциального развития. Эриксон считал, что на каждом этапе человек переживает «психосоциальный кризис», который оказывает либо положительное, либо отрицательное влияние на личность этого человека.
В этой статье обсуждаются восемь стадий психосоциального развития Эриксона, а также критика его теории.
Принципы психосоциального развития
По Эриксону, личность и социальные навыки человека развиваются в восемь этапов, которые охватывают всю жизнь. На каждом этапе человек сталкивается с психосоциальным кризисом - критическими проблемами, которые необходимо решать. Личность человека формируется тем, как он реагирует на каждый из этих кризисов. Если они реагируют положительно, приобретается новая добродетель (моральное поведение).
Этапы психосоциального развития
Восемь стадий психосоциального развития:
- Доверие против недоверия
- Автономия против стыда
- Инициатива против чувства вины
- Промышленность против неполноценности
- Идентичность и смешение ролей
- Близость или изоляция
- Генеративность против стагнации
- Целостность эго против отчаяния
Этап 1: Доверие vs. Недоверие
Первый этап Эриксоновской теории психосоциального развития, доверие и недоверие, начинается с рождения и длится примерно до 18 месяцев. На этом этапе младенец полностью зависит от своего опекуна в удовлетворении своих потребностей. При постоянном уходе младенец учится доверять и чувствовать себя в безопасности. Добродетель, полученная на этом этапе, называется «надежда».
Успех на этапе 1 помогает человеку доверять другим в будущих отношениях, а также доверять своей способности справляться со сложными ситуациями в дальнейшей жизни. Когда потребности младенца не удовлетворяются на этом этапе, он может стать беспокойным и недоверчивым.
Стадия 2: Автономия против стыда
Стадия 2, автономия против стыда, происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно 3 лет. На этом этапе физические навыки детей растут, когда они исследуют окружающую среду и учатся быть более независимыми.
Дети положительно реагируют на этапе 2, когда воспитатели позволяют им работать над развитием самостоятельности в безопасной среде. Добродетель, полученная на этом этапе, называется «воля».
Если ребенка чрезмерно критикуют или он живет в контролирующей среде, он может испытывать стыд и сомневаться в своей способности позаботиться о себе.
Навыки 2-го уровня
Примеры навыков, усвоенных на втором этапе теории психосоциального развития Эриксона, включают приучение к горшку, одевание и чистку зубов. Этот этап также включает в себя физические навыки, такие как бег и прыжки.
Этап 3: Инициатива vs. Вина
Стадия 3, инициатива или чувство вины, возникает в раннем школьном возрасте жизни ребенка. На этом этапе ребенок учится инициировать социальные взаимодействия и игровую деятельность с другими детьми. Дети также задают много вопросов на этом этапе.
Если ребенка чрезмерно контролируют или заставляют чувствовать, что его вопросы раздражают, у него может развиться чувство вины. Однако, когда ребенок преуспевает на этом этапе, приобретаемая добродетель - это чувство «цели».
Стадия 4: Трудолюбие против неполноценности
Стадия 4 Эриксоновской теории психосоциального развития обычно происходит в возрасте от 5 до 12 лет. Психосоциальный кризис на этом этапе - трудолюбие против неполноценности. На этом этапе ребенок учится читать и писать. Дети на этом этапе также придают большее значение тому, что о них думают сверстники, и начинают гордиться своими достижениями.
Добродетель, приобретаемая, когда ребенок достигает успеха на стадии 4, называется «компетенцией». Если ребенок негативно реагирует на этот психосоциальный кризис, это может привести к чувству неполноценности и низкой самооценке.
Личность: Эриксон против Фрейда
В то время как Эриксон считал, что личность развивается на протяжении всей жизни, невролог Зигмунд Фрейд основывал свои теории развития личности на вере в то, что личность взрослого человека в первую очередь определяется опытом раннего детства.
Стадия 5: Идентичность или замешательство
Стадия 5 возникает в подростковом возрасте, в возрасте от 12 до 18 лет. На этой стадии психосоциальный кризис представляет собой противостояние идентичности и спутанности сознания. На этапе 5 подростки пытаются «найти себя» и ищут чувство идентичности.
Добродетель, которую можно приобрести на пятом этапе, это "верность" или верность. На этапе 5 подростки также учатся принимать других людей, которые отличаются от них самих.
По Эриксону, если человек негативно реагирует на кризис на стадии 5, это может привести к ролевой путанице - неуверенности в себе и в том, как он вписывается в общество.
Этап 6: Близость или изоляция
Психосоциальный кризис на стадии 6, близость или изоляция, возникает в молодом взрослом возрасте (в возрасте от 18 до 40 лет). Основное внимание на этом этапе уделяется развитию интимных отношений, а добродетелью, которую нужно приобрести, является «любовь».
Люди, не достигшие успеха на 6-м этапе, могут чувствовать себя одинокими и изолированными. В некоторых случаях это может привести к депрессии.
Этап 7: Генерация против стагнации
Седьмой уровень психосоциального развития Эриксона приходится на средний возраст - от 40 до 65 лет. Кризис на данном этапе - это генерация против стагнации.
Генеративность - это способ человека «оставить след» в мире, отдавая долг обществу. Это может включать наставничество подрастающего поколения, успех в работе и положительное влияние на общество. Добродетель, которую можно приобрести на стадии 7, называется «забота».
Когда человек не достигает успеха на 7 этапе, это приводит к застою. Это может заставить человека чувствовать себя бесполезным и оторванным от сообщества.
Этап 8: Целостность против отчаяния
Заключительный этап в психосоциальной теории развития Эриксона - целостность против отчаяния. Эта стадия начинается примерно в возрасте 65 лет и продолжается до конца жизни человека. На этом этапе человек размышляет о своей жизни и своих достижениях и смиряется с тем фактом, что смерть неизбежна.
По Эриксону, если человек не чувствует, что его жизнь была продуктивной, или если у него есть чувство вины за то, что произошло в прошлом, это может привести к чувству отчаяния. Если человек преуспевает в стадии 8, добродетель, которую нужно получить, это «мудрость».
Люди на стадии 8 часто испытывают чередующиеся периоды целостности и отчаяния. Конечная цель - достичь баланса.
Критика теории Эриксона
Есть несколько критических замечаний по поводу психосоциальной теории развития Эриксона. Некоторые критики считают, что Эриксон был слишком сосредоточен на идее о том, что эти этапы должны проходить последовательно и происходят только в предполагаемых им возрастных диапазонах.
Другие критики отмечают, что Эриксон использовал европейский или американский «мужской опыт» в качестве шаблона для всех людей, когда он проектировал свои стадии развития.
Кроме того, Эриксон не предоставляет информации о том, какие типы переживаний должны произойти, чтобы человек успешно разрешал психосоциальные кризисы на каждой стадии развития.
Обзор
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона состоит из восьми стадий, основанных на различных фазах жизни. На каждом этапе человек сталкивается с психосоциальным «кризисом». То, как человек реагирует на каждый кризис, может иметь положительное или отрицательное влияние на его личность. Есть некоторые критические замечания по поводу его теории, в том числе тот факт, что она основана на мужском опыте и очень сосредоточена на событиях детства.
Слово из Веривелла
Хотя вы можете не согласиться на 100% с теорией психосоциального развития Эриксона, его концепции могут быть вам полезны, особенно если вы являетесь родителем или работаете в такой области, как обучение или консультирование. Теория Эриксона также может дать вам представление о проблемах, с которыми вы можете столкнуться на определенном этапе жизни.
Часто задаваемые вопросы
- На чем фокусируется психосоциальное развитие?
Теория Эриксона разбивает психосоциальное развитие на восемь стадий, которые происходят на разных этапах жизни. Каждый этап представляет собой «кризис», который может привести как к положительному, так и к отрицательному результату, который формирует личность человека.
- Сколько существует стадий психосоциального развития?
Теория психосоциального развития Эриксона включает восемь стадий.
- В чем важность психологического развития?
Психологическое развитие важно для развития интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков человека.