Для хорошего развития речи родители должны прежде всего делать одну вещь: разговаривать со своими детьми с первого дня. Но есть и другие эффективные советы по развитию речи у детей.
Речевое развитие ребенка - это чудо: скорость, с которой ребенок осваивает родной язык, может поразить взрослых. Ребенку не нужно штудировать словарный запас или заучивать грамматические правила наизусть; он учится, общаясь с окружающей средой.
Большинство детей произносят свое первое слово в возрасте от 12 до 18 месяцев. В то время как некоторые родители могут уже с нетерпением ждать этой вехи в развитии своего ребенка в конце первого года жизни, другим приходится ждать, пока их ребенку не исполнится три года.
И то и другое нормально - как и в других областях развития малыша, у каждого ребенка своя Индивидуальная скорость обучения И родители должны понимать язык Не стоит недооценивать своего ребенка только потому, что он еще не говорит: несмотря на значительные расхождения в словарном запасе в первые годы жизни, детское понимание языка почти не отличается.
Речевое развитие новорожденных
Долгое время врачи считали, что новорожденные почти или совсем не слышат. Они предполагали, что слух еще недостаточно созрел. Даже неспециалисту видно, что этого не может быть: если мать разговаривает со своим новорожденным, он поворачивает к ней свое лицо и внимательно слушает. Его завораживает материнский голос (также и отцовский - хотя женские голоса еще больше способны пленить новорожденных). На самом деле, теперь мы знаем, что новорожденный слышит так же хорошо, как и взрослый
Это также увлечение младенцев человеческими голосами, которое закладывает основу для развития речи. Поначалу содержание языка малышу неинтересно - его интересуют только ритм, мелодия и, прежде всего, интонация языка. Он может быстро сказать по мелодии речи человека, находится ли он в дружелюбном настроении или раздражен. В два-три месяца младенцы начинают смотреть в губы своим опекунам, когда те с ними разговаривают.
Полезен ли детский лепет для развития речи?
Постоянный разговор с самым близким человеком необходим для хорошего развития речи ребенка Родители обычно берут «диалог» со своим ребенком интуитивно характерный способ выражения: говорят на повышенных тонах, употребляют преимущественно гласные, протяжно произносят звуки и повторяют слова несколько раз. Выражение ее лица кажется преувеличенным: рот открыт, глаза широко раскрыты, выражение лица выглядит изумленным. Кроме того, в первые годы родители часто используют другие термины для обозначения вещей и занятий из повседневной жизни малыша - такие, как хейя, ваувау, попо. Общим для этих терминов является то, что они содержат много гласных и их легче произносить маленьким детям.
Родители во всем мире так (в большей или меньшей степени) разговаривают со своими детьми, независимо от их культурного происхождения. Это не означает, что они не доверяют своим детям понимать «разумный» язык, не говоря уже о том, что считают себя глупыми. Это интуитивная реакция на поведение ребенка: на самом деле младенцы сильнее реагируют на «детскую болтовню», чем на «нормальную» взрослую речь. Преувеличенное выражение лица очаровывает ее больше, чем обычное выражение лица, термины, богатые гласными, звучат интереснее, чем соответствующие эквиваленты на «языке взрослых». Как правило, родители также интуитивно перестают использовать детский лепет, когда языковое развитие ребенка настолько развито, что он уже не получает от него пользы.
Развитие речи в первый год жизни
С помощью "болтовни", такой как радостный писк и воркование, младенец тренирует артикуляцию в первые шесть месяцев. Первоначально его репертуар звуков в основном состоял из гласных, а со временем и согласных, таких как Р, Б и М. В некоторых случаях он уже соединял два слога.
Затем происходит переворот в языковом развитии: примерно в семь-восемь месяцев ребенок начинает имитировать окружающие звуки Это разница между слышащими и глухими детьми показывает разницу между слышащими и глухими детьми: до возраста примерно шести месяцев оба они болтают одинаково, затем глухие дети болтают все меньше и меньше и наконец слышат (к концу первый год жизни) полностью с ней.
Слушащие дети, напротив, продолжают расширять свой звуковой репертуар, формируют все более длинные звуковые цепочки и начинают варьировать по высоте и громкости, создавая своего рода нараспев. Не все дети начинают подражать во второй половине первого года жизни - у некоторых (особенно мальчиков) этот шаг затягивается до второго года жизни.
Не говори «нет»
Во второй половине первого года жизни ребенок все меньше и меньше выражает себя плачем и все больше и больше болтанием и лепетом. Если его что-то не устраивает, он начинает «ругаться»: отчетливо слышит его раздражение. Точно так же он может добавить жалобный или соблазнительный оттенок в свою болтовню, чтобы другой человек знал, что он голоден, у него болит живот или ему нужно внимание.
К концу первого года жизни ребенок может отвечать на простые вопросы и просьбы («Иди к папе», «Где бабушка?»). Он также понимает «нет» и, по крайней мере, делает короткую паузу, когда слово произносится с силой. Однако ребенок не будет реагировать на слово «не»: пока ребенку не исполнится два года, его мозг просто фильтрует его. Просьба «Не трогай!» звучит для ребенка как «Потрогай!» - указание, которому маленькие любопытные пальчики с удовольствием следуют. Поэтому родители должны сформулировать запреты в положительном ключе вплоть до достижения ими двухлетнего возраста: «Вы только посмотрите».
Речевое развитие на втором году жизни
На втором году жизни словарный запас ребенка все больше и больше обогащается: особенно бытовая лексика, такая как части тела, предметы одежды или животные. В начале второго года жизни ребенок начинает понимать такие предлоги, как «на» или «в». Для этого он должен сначала понять, что между объектами существует связь, что, например, мяч может быть в чашке или строительный блок на столе. Родители могут проверить, прошел ли уже их ребенок этот этап развития, например, сказав: «Мяч в лузе». Если ребенок затем ищет мяч в лузе, он может понять предлог «в». Однако сам ребенок еще не использует предлоги - большинство детей не начинают их употреблять до конца второго года жизни.
Первые слова
Первыми словами большинства детей являются «Мама» и «Папа», за которыми следуют другие простые слова, такие как «Мяч» или «Нет». Более сложные термины ребенок сначала произносит не полностью или на своем «сленге»: например, «нане» для банана или «бильн» для игры. Сначала он говорит предложениями из одного слова: «Мама» затем может означать что-то вроде «Мама здесь», «Я хочу увидеть маму» или (с соответствующая интонация) «Где мама?»
Следующим шагом в развитии языка являются предложения из двух слов, такие как «Мама спи» или «Пол пьет». Примерно с полутора лет большинство детей используют свое имя, когда хотят выразить свои пожелания или рассказать о себе. Тем не менее, некоторые также используют «я» и «ты» - но, прежде всего, наоборот, поэтому они называют себя «вы», а к человеку, которому они принадлежат, - «я».
Речевое развитие на третьем году жизни
На третьем году жизни словарный запас ребенка быстро расширяется - К концу третьего года жизни он составляет около 1000 слов. Теперь ребенок начинает пересказывать переживания, используя все больше и больше прилагательных. Он учится образовывать множественное число существительных; даже если преобладает собственная языковая логика ребенка (Блюмс, Баумс).
В возрасте от трех до четырех лет дети начинают спрягать глаголы и использовать прошедшее время. При этом они изначально последовательно применяют усвоенные грамматические правила, что приводит к «неправильным» конструкциям: «папа бежит», «бабушки нет». Так создаются креативные неологизмы типа «подарок» (подарить) или «начессен» (десерт).
Речевое развитие на четвертом году жизни
На четвертом году жизни родителей спрашивают в прямом смысле этого слова: «Зачем ты идешь на работу?», «Чем занимается человек?», «Почему небо голубое? «Ребёнок вопросительно исследует мир и сияет, не уставая. Даже если постоянные вопросы могут быть утомительными, родители всегда должны стараться относиться к своему ребенку серьезно и быть честными, если они не знают ответа. Если вам нужна пауза между вопросами, скажите об этом ребенку, но в целом он должен чувствовать, что его вопросы и любознательность в отношении мира приветствуются и поощряются.
В начале четвертого года некоторые дети уже говорят сложные предложения:"Но я хочу играть дома после садика."; «Бабушка должна пойти с тобой, когда ты заберешь меня. Однако даже сейчас грамматические «ошибки», такие как использование неправильного артикля или неправильного прошедшего времени («Вы не передадите мне решето?»; «Я съел все.»)
Словарный запас продолжает стремительно расширяться - к концу четвертого года он уже составляет около 2000 слов.
Языковая поддержка: лучшие советы
Даже если родители не должны учить своих детей говорить, есть поведение в общении с ребенком, которое способствует развитию речи. Родители могут помочь своему ребенку научиться говорить, соблюдая следующие правила:
- В диалоге с самого начала: Много разговаривайте с ребенком с первых дней. Исследование языкового развития, проведенное в 1995 году, показало, что дети, с которыми с самого начала много разговаривали, к трем годам имели значительно больший словарный запас и к девяти годам лучше успевали в школе, чем дети, с которыми мало разговаривали. Недостаточно, если ребенок может слушать чужие разговоры - важно, чтобы воспитатели поворачивались к ребенку и уделяли ему свое внимание.
- Правильное исправление: Всегда исправляйте ребенка только по содержанию, а не по языку. Если вы сделаете грамматическую ошибку, вы сможете снова правильно повторить предложение. («Бабушка пила кофе». «Точно, бабушка пила кофе».) Не указывайте специально на ошибки и не просите ребенка повторить предложение правильно - это только обескуражит ребенка и будет способствовать развитию речи.
- Проявление интереса к мыслям ребенка: Поощряйте ребенка говорить, проявляя интерес к его взглядам на мир. Задавайте много вопросов о том, что они пережили, что им нравится, что им нравится.
- Чтение: Совместный просмотр книг и чтение их вслух не только способствует развитию речи, но и помогает ребенку развить сочувствие к другим. люди.