Исследование: когда дело доходит до обмена, дружба обычно важнее справедливости

Исследование: когда дело доходит до обмена, дружба обычно важнее справедливости
Исследование: когда дело доходит до обмена, дружба обычно важнее справедливости

Дети делятся не по морали, а по дружбе

Делиться вещами с другими людьми сложно не только многим детям, но и взрослым. Однако большинство людей готовы что-то отдать добровольно - вопрос только в том, кому? «Делая друг друга, дети действуют в зависимости от того, насколько сильно они чувствуют влечение к кому-то другому», - сообщает Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана (LMU) по результатам недавнего исследования.

Многие научные исследования изучали, что побуждает детей добровольно делиться с другими и каким изменениям подвержена эта готовность делиться в течение жизни.«Однако существуют разногласия, когда дело доходит до интерпретации результатов», - сказал LMU. Если одни исследователи видят здесь истоки нравственных соображений, то другие на первый план выдвигают укрепление социальных отношений. В текущем исследовании Маркуса Паулуса, профессора психологии развития и педагогической психологии раннего детства в LMU, изучались мотивы добровольного обмена. Результаты также были опубликованы в Журнале экспериментальной детской психологии.

Дети делятся прежде всего для укрепления социальных отношений, а не по моральным соображениям. (Изображение: Оксана Кузьмина/fotolia.com)
Дети делятся прежде всего для укрепления социальных отношений, а не по моральным соображениям. (Изображение: Оксана Кузьмина/fotolia.com)

Дети делятся в первую очередь для укрепления социальных отношений, а не по моральным соображениям.

Что побуждает детей делиться?

Проведенный эксперимент был разработан для проверки двух предположений - моральных соображений и укрепления социальных отношений как причины для обмена. Профессор Паулюс объясняет, что многие факторы, влияющие на детей, когда дело доходит до обмена, уже были известны. Например, дети скорее поделятся с бедными, чем с богатыми, и с другом, чем с незнакомцем. По словам профессора Паулюса, они также обращают внимание на то, помог ли кто-то другой ранее. «Но мы еще не знали, что имеет решающее значение для детей», - продолжает психолог развития. В нескольких экспериментах, чтобы определить самую сильную мотивацию детей к обмену, дошкольникам давали наклейки, которыми они могли делиться в разных условиях и условиях, сообщает руководитель исследования..

Дети раздают стикеры в эксперименте

По словам профессора Паулюса, дети были разделены на две возрастные группы, потому что детсадовские годы имеют решающее значение для развития социального поведения. В одну группу вошли дети трех и четырех лет, в другую - пяти и шести лет. В рамках эксперимента детей сначала просили назвать хорошего друга и ребенка, с которым они не очень любили играть. Затем они нарисовали их обоих. «Затем их попросили разделить свои стикеры между двумя», хотя у друга уже была книга, заполненная до краев 100 стикерами, а у другого ребенка было только три стикера, когда он решал, с кем поделиться, они больше ориентированы на дружбу или сколько у другого человека», - объясняет Маркус Паулюс.

Социальные отношения имеют решающее значение для готовности делиться

По словам руководителя исследования, дети «предпочли поделиться с друзьями», хотя у них уже было большое количество наклеек. Это показывает, «что готовность детей дошкольного возраста дать что-то зависит прежде всего от их социальных отношений с получателем. В другом эксперименте детей попросили разделить свои стикеры между богатым другом и бедным незнакомцем. Хотя больше всего здесь всегда получал друг, незнакомцы получили больше наклеек, чем непохожий ребенок в первом эксперименте. «Поэтому они скорее предпочтут поделиться с незнакомцем, чем с кем-то, кого они знают, но не любят», - подчеркивает профессор Паулюс. Это указывает на то, что они не хотят ничего давать людям, которые им не нравятся. Среди детей старшего возраста тенденция отдавать предпочтение друзьям была даже более выраженной, чем среди детей младшего возраста, что указывает на то, что «социальные отношения становятся более влиятельными, когда мы становимся старше», - говорит Паулюс.

Дети делятся состраданием

Результаты исследования, вероятно, разочаруют всех тех, кто стилизует в ребенке благородство, потому что дети всегда дают больше своему другу, чем бедному незнакомцу, считают в LMU.«Результаты показывают, что справедливость - не самая сильная мотивация дошкольников. Скорее, нужно учитывать их социальные отношения, чтобы понять, почему и как они делятся», - сказал Пол. Однако необходимы дальнейшие исследования, поскольку результаты могут быть другими, если бедная третья сторона даст понять, что страдает от этой ситуации. Это может привести к тому, что бедные получат больше, подозревает руководитель исследования. Другие исследования обнаружили убедительные доказательства того, что «дети дошкольного возраста также принимают решения, основываясь на сострадании, когда делятся».