Хотите знать, как лучше всего помочь ребенку повысить самооценку и уверенность в себе? Он подсказывает им, как самостоятельно справиться со своими проблемами.

Когда дети часто не уверены в себе или своих способностях, они нередко сталкиваются с трудностями со сверстниками, учителями, а иногда даже со своими семьями.
Но когда это чувство неадекватности сочетается с гневным поведением, беспокойством, плохим настроением и избеганием игр, вечеринок и других социальных ситуаций, это может сигнализировать о комплексе неполноценности, говорит Лей Джонсон-Мигальски, психолог., адъюнкт-профессор психологии Университета Адлера в Чикаго.
Хотя этот термин не используется в действующем Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации, комплекс неполноценности можно рассматривать как совокупность мыслей и поведения, которые вместе препятствуют способность человека чувствовать себя компетентным почти во всех аспектах жизни.
Конкретные признаки того, что у ребенка может развиться комплекс неполноценности, включают:
- Как правило, избегайте зрительного контакта
- Чрезмерно критичны к себе и другим
- Часто называют себя неудачниками
- Часто выражает смущение
- Неоднократно сравнивая себя с другими, включая друзей, братьев, сестер и одноклассников
- Не пробуют новые вещи, потому что ожидают, что у них ничего не получится
Важно отметить, что эти признаки могут возникать и при других психологических проблемах, таких как депрессия и социальное тревожное расстройство. Если вы видите изменения во взглядах вашего ребенка на себя или на то, как он или она относится к другим, и это влияет на его или ее социальную и школьную жизнь, психотерапевт (будь то в школе или за ее пределами) может быть полезен. Если уверенность в себе является основной проблемой вашего ребенка, ниже приведены способы, которыми вы можете помочь.
Как понять, что ваш ребенок плохо себя чувствует?
Начните с вопроса: «Мой ребенок младшего школьного возраста постоянно сотрудничает с учителями, друзьями или товарищами по играм?» советует д-р Джонсон-Мигальски. «Они борются с друзьями в сообществе или членами семьи?»
Дети, которые считают себя меньше, чем часто, выражают чувство, что они не вписываются или не принадлежат, что может привести к проблемному поведению, такому как замкнутость или отыгрывание. Они также могут периодически плохо себя вести, потому что обнаруживают, что это привлекает их внимание в ситуациях, когда в противном случае они чувствовали бы себя невидимыми, отмечает она. Они ошибочно полагают, что их «борьба за власть, поиск внимания или оскорбительное поведение являются для них основными способами связи с другими», - объясняет Джонсон-Мигальски.
Как помочь ребенку с комплексом неполноценности?
Один из способов помочь ребенку с комплексом неполноценности - это поощрять его, «точно так же, как поливать растение», - говорит Джонсон-Мигальски. Еще она советует:
Позволить им найти решения проблем «Если у ребенка проблемы с друзьями, вместо того, чтобы говорить ему или ей, что делать, спросите: «Как вы относитесь к этой ситуации? Как вы пытались это исправить? Что произошло, когда вы попробовали это?». Это помогает вашему ребенку обрести чувство сопричастности и связи с другими, а также помогает ему поверить в свои способности, объясняет она.
Хорошо вместе обсуждать решения, добавляет Джонсон-Мигальски. Но пусть в конечном счете ребенок сам решает, какие действия предпринять. Это способствует критическому мышлению, которое очень важно для развития чувства компетентности. «Если мы все исправим для наших детей, они не будут знать, как вести себя во взрослой жизни», - объясняет она.
Похвала усилий ребенка Самое важное, что вы можете сделать, - это избегать критики. Вместо этого признайте и привлеките положительное внимание к любым усилиям ребенка.
Поощрение самодостаточности Назначение домашних дел и других соответствующих возрасту задач помогает ребенку развить чувство мастерства и не дает ему стать слишком пассивный или зависимый, что усиливает чувство незащищенности.
«Пусть ребенок упакует свой собственный рюкзак и не забудет вернуть библиотечные книги в школьную библиотеку», - говорит Джонсон-Мигальски. «Если вы помните все, что ребенок должен принести в школу, это лишает его возможности совершать собственные ошибки и учиться на них».
Если ваш ребенок, скажем, забывает вернуть библиотечную книгу и расстраивается, потому что ему нельзя брать другую книгу, пока он этого не сделает, вы можете обнять его после школы и сказать ему, что это поможет им лучше запомнить книгу в следующий раз, говорит Джонсон-Мигальски.«Важно позволить детям испытать эти обиды, чтобы они выработали устойчивость».
Моделирование сострадания к себе Когда вы совершаете ошибки, например, теряете ключи от машины или опаздываете на встречу, не ругайте себя перед ребенком. Используйте эти моменты как возможность показать ребенку, как восстанавливаться. Признайте ошибку искренне, примите последствия, при необходимости извинитесь, а затем отпустите ее. Если можете, укажите, что вы рады возможности извлечь из этого уроки, чтобы избежать повторения той же ошибки в будущем.
Совместная практика медитации осознанности Растущий объем исследований, включая исследование шестиклассников, проведенное в Центре образовательной политики Гарвардского университета Исследования и анализ более чем 100 предыдущих исследований, опубликованных в журнале Clinical Psychology Review, показали, что практика осознанности - спокойное сидение, обычно с закрытыми глазами и сосредоточение спокойного внимания на своем дыхании и своих мыслях без осуждения - повышает оптимизм, снижает реакцию на стресс, снижает беспокойство и агрессивное поведение, повышает устойчивость и дает множество других преимуществ как у детей, так и у взрослых.